процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант).
Сильное влияние на развитие представлений об Э.
оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.
Большое значение в конкретно-научном изучении Э. имела работа Ч. Дарвина «Выражение
эмоций у человека и животных» (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих Э.
выразительных движений.
Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является т. н.
периферическая теория Э., выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге (см. ДжемсаЛанге теория эмоций),
согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными
изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную
критику, периферическая теория Э. в различных своих вариантах продолжала рассматриваться в
психологии вплоть до исследований, проведенных У. Кенноном, Ф. Бардом и др., показавших, что
эмоциональные состояния м. б. объяснены специфической активностью ц. н. с.
Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа
определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе
эволюционного развития Э. дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими
психологическими особенностями и закономерностями протекания.
Простейшая форма эмоций
эмоциональный тон ощущений врожденные гедонические
переживания (от греч. hedone
наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные
воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на 2
полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их
достижению и сохранению; отрицат. Э. стимулируют активность, направленную на избежание вредных
воздействий.
В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т.
н. аффекты особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью
тормозить др. психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ
«аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию).
В целом биологические Э. представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой
актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает
необходимые действия (напр., избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых
остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя
функцию положительного и отрицат, подкрепления, они способствуют приобретению полезных и
устранению не оправдавших себя форм поведения.
В множестве эмоциональных (в широком смысле) процессов в настоящее время принято
выделять особый вид собственно Э. Они могут вызываться не только актуально воспринимаемыми, но
и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу адеаторного характера они способны
предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом,
причем не только с самим субъектом Э. В отличие от аффектов, собственно Э. иногда лишь слабо
проявляются во внешнем поведении. Они имеют также отчетливо выраженный конкретно-ситуативный
характер, т. е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным
ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Их важнейшая особенность
состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться; поэтому эмоциональный опыт человека
гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, он формируется также в результате
эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых
средствами искусства (см. Эмпатия).
Сам способ выражения Э. приобретает черты социально
формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют как
многочисленные этнографические описания, так и др. факты, напр. своеобразная бедность мимики у
врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем
аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего «Я», вторые как состояния,
происходящие «во мне», «навязанные мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает
как реакция на аффект, напр. когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится
проявленного гнева и т. п.
Формирование Э. человека важнейшее условие развития его как личности. Только став
предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения
превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие Э. человека объясняется
сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и
деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития Э. человека
чувства,
которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых Э.
|