Navigation bar
  Print document Start Previous page
 575 of 640 
Next page End  

процессами познания и воли (И. Тетенс, И. Кант).
Сильное влияние на развитие представлений об Э.
оказали также воззрения Р. Декарта, Н. Мальбранша и особенно Б. Спинозы.
Большое значение в конкретно-научном изучении Э. имела работа Ч. Дарвина «Выражение
эмоций у человека и животных» (1872), где подчеркнута приспособительная роль сопровождающих Э.
выразительных движений.
Во многих отношениях близкой к взглядам Ч. Дарвина является т. н.
периферическая теория Э., выдвинутая У. Джемсом и Г. Ланге (см. ДжемсаЛанге теория эмоций),
согласно которой возникновение эмоционального переживания обусловлено определенными
изменениями в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Несмотря на серьезную
критику, периферическая теория Э. в различных своих вариантах продолжала рассматриваться в
психологии вплоть до исследований, проведенных У. Кенноном, Ф. Бардом и др., показавших, что
эмоциональные состояния м. б. объяснены специфической активностью ц. н. с.
Э. возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа
определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе
эволюционного развития Э. дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими
психологическими особенностями и закономерностями протекания.
Простейшая форма эмоций —
эмоциональный тон ощущений врожденные гедонические
переживания (от греч. hedone
наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные
воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне Э. дифференцируются на 2
полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их
достижению и сохранению; отрицат. Э. стимулируют активность, направленную на избежание вредных
воздействий.
В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т.
н. аффекты — особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью
тормозить др. психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ
«аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию).
В целом биологические Э. представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой
актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает
необходимые действия (напр., избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых
остается для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя
функцию положительного и отрицат, подкрепления, они способствуют приобретению полезных и
устранению не оправдавших себя форм поведения.
В множестве эмоциональных (в широком смысле) процессов в настоящее время принято
выделять особый вид собственно Э. Они могут вызываться не только актуально воспринимаемыми, но
и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу адеаторного характера они способны
предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом,
причем не только с самим субъектом Э. В отличие от аффектов, собственно Э. иногда лишь слабо
проявляются во внешнем поведении. Они имеют также отчетливо выраженный конкретно-ситуативный
характер, т. е. выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным
ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Их важнейшая особенность
состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться; поэтому эмоциональный опыт человека
гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, — он формируется также в результате
эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых
средствами искусства (см. Эмпатия).
Сам способ выражения Э. приобретает черты социально
формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют как
многочисленные этнографические описания, так и др. факты, напр. своеобразная бедность мимики у
врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем
аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего «Я», вторые — как состояния,
происходящие «во мне», «навязанные мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает
как реакция на аффект, напр. когда человек тревожится, что его может охватить страх, стыдится
проявленного гнева и т. п.
Формирование Э. человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став
предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения
превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие Э. человека объясняется
сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и
деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития Э. человека —
чувства,
которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых Э.
Hosted by uCoz