Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от
которых зависит возникновение и содержание ситуативных Э. и аффектов (напр., чувством любви м. б.
обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его
неудач, ревность и т. д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.
События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со
специфическими Э. могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона т. н.
настроения.
Э. человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и
неосознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов.
Важную роль Э. играют в этиологии
психических и психосоматических заболеваний.
Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, Э. способствуют либо
мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности (см. Астенические эмоции,
Стенические эмоции);
в т. ч. они влияют на содержание и динамику познавательных психических
процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (напр., страх перед учителем не
способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций Э., состоящая в регуляции уровня
энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через
активность вегетативной н. с.
и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с
лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат Э. Сопровождающие Э.
физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические,
электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми
показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных
состояний. См. Амбивалентность чувств, Базальные эмоции, Гипофиз, Дискомфортное состояние,
Катарсис, Комплекс, Психические состояния, Тревога, Фобии, Фрустрация, Эйфория. (В. К. Вилюнас.)
Добавление: Дать дефиницию Э. (т. е. всем эмоциональным явлениям вместе) значительно
сложнее, чем ежечасно испытывать разнообразные эмоции. Иногда Э. заставляют думать; так, Э.,
вызываемые существующими определениями Э., заставляют думать о самих же Э.
Э. (эмоциональные явления) это психофизиологические комплексы процессов и состояний
индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых
является эмоциональное переживание субъективный процесс отражения (оценки) в форме
непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимости (ценности)
воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений), их отношения к потребностям и мотивам
индивида; в результате и как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно
происходят процессы повышения или понижения готовности к действию,
а также усиления,
ослабления, прекращения и даже нарушения текущей деятельности. Трудно согласиться с теми
физиологами и психофизиологами, которые утверждают, что Э. это отражение мозгом силы
потребности... В таких случаях хочется сказать: если мозг отражает, то пусть он и переживает. Тем не
менее нельзя не учитывать, что Э. включают помимо собственно переживательного (субъективного,
феноменологического) компонента целый ряд объективных, непсихических компонентов, которые,
однако, явно выходят за границы мозга, в силу чего в отношении Э. допустимо говорить об отражении
всем организмом (а не только мозгом).
Э. по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а
также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональные явления включают компоненты
разного рода (как субъективные, так и объективные; первичные и вторичные): 1) эмоционально-
оценочный компонент (эмоциональное переживание); 2) экспрессивный компонент (выразительные
движения:
мимика, жесты, пантомимика,
голосовые реакции и др.); 3) когнитивный, в т. ч.
рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой
ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность,
интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов Э.);
4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные
вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной
формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т. д.); 5) поведенческий
компонент. (Приведенный список компонентов нельзя считать образцовым и бесспорным: иногда в
число компонентов Э. включают процессы волевой саморегуляции; кроме того, имело бы смысл
разделить когнитивный компонент и рефлексивный.) Очевидно, теория ДжемсаЛанге, по существу,
трактовала эмоционально-оценочный компонент как вторичный (если не эпифеноменальный) по
отношению к эффекторным проявлениям (экспрессивным, физиологическим, поведенческим).
|