Navigation bar
  Print document Start Previous page
 580 of 640 
Next page End  

гиперсинхронизированного биоэлектрического потенциала в определенном участке мозга.
Мышление при Э. характеризуется обстоятельностью, вязкостью, тугоподвижностью,
чрезмерной детализацией. Отмечается снижение уровня обобщения, инертность,
конкретность
мышления. К специфическим речевым нарушениям относят олигофазию (затруднение или
невозможность назвать показываемый предмет) и употребление уменьшительно-ласкательных слов.
Инертность психических процессов на уровне эмоций выражается в аффективной ригидности.
Наблюдаются взрывчатость, вспышки гнева (дисфории). Нарушена переключаемость внимания,
опосредствованная память. Психические нарушения при Э. у детей чаще встречаются среди мальчиков
и наиболее характерны для височной Э. Степень выраженности нарушений варьирует от мягких
личностных особенностей до грубых нарушений с выраженным специфическим слабоумием
(эпилептической деменцией). (Ю. В. Гущин.)
ЭПИНЕФРИН — См. Адреналин, Катехоламины.
ЭРГОГРАФИЯ (от греч. ergon работа + grapho пишу) метод графической регистрации
работы мышц человека. В психологии и психофизиологии Э. используется для оценки состояния
работоспособности человека.
Эргограф прибор впервые был сконструирован физиологом А.
Моссо для записи движений пальца руки. Испытуемый, предплечье которого неподвижно фиксировано,
пальцем поднимает и опускает груз, укрепленный на специальном тросе. Амплитуда и частота
движений регистрируются. По эргограмме вычисляют величину и мощность проделанной работы.
Работают на эргографе обычно в определенном ритме, задаваемом метрономом, до наступления
утомления (снижения амплитуды движений). Особенности эргограммы зависят от величины груза,
ритма движений и состояния н. с. работающего. Существуют эргографы др. конструкций,
отличающиеся способом фиксации предплечья и неработающих пальцев. Аналогичные приборы для
регистрации движений др. частей тела (рук, ног) называются эргометрами.
ЭРГОНОМИКА (от греч. ergon
работа + nomos
закон) — научная и проектировочная
дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики,
антропологии и ряда технических наук. Междисциплинарное изучение человека или группы людей в
условиях их деятельности с применением технических средств составляет содержание Э. как научной
дисциплины. Эргономические исследования подчинены задачам проектирования и ориентированы г. о.
на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования Э. —
система «человек—машина». Э. изучает определенные свойства этой системы, обусловленные местом и
ролью человека в ней и получившие название «человеческого фактора» в технике. Эти свойства не
сводятся к отдельным характеристикам человека, машины, предмета деятельности и среды.
Человеческие факторы в технике представляют собой интегральные показатели связи человека,
машины, предмета и среды; они существуют «здесь и теперь», конкретно проявляются во время
взаимодействия человека и технической системы. Поэтому их относят к виртуальной реальности с ее
свойствами: порожденностью (спроектированностью), актуальностью и интерактивностью.
Механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью их
использования при проектировании техники и среды оказывается не только недостаточным, но и
невозможным на практике. Возникла необходимость в междисциплинарных исследованиях,
базирующихся на системной трактовке человеческих факторов в технике и открывающих возможность
их целостного представления в проектировании и использовании машин, оборудования и технически
сложных потребительских изделий. На основе таких исследований решаются задачи не только
приспособления техники и среды к человеку (группе людей), но и формирования способностей у
работающих в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним техника.
Проектирование систем «человек—машина», направленное на оптимизацию деятельности
человека (группы людей) по их освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в
нормальных и экстремальных условиях, выделилось в самостоятельное направление и получило
название «эргономическое, или человеко-ориентированное, проектирование». Оно восполняет
недостающее звено общего процесса проектирования, в результате чего с самого начала
разрабатываются системы «человек—машина», а не только технические средства, которые лишь на
стадии их практической «подгонки» к человеку становятся компонентами этой системы.
Эргономическое исследование и проектирование имеют свою специфику. Во-первых,
направленность Э. на проектирование деятельности, ее средств и среды требует применения не только
экспериментальных, но и проектировочных методов, а также приемов, с помощью которых удается
формализовать то, что ранее задавалось лишь описательно. Во-вторых, оперирование обобщенными
показателями активности, напряженности и комфортности деятельности обусловливает процедуры
Hosted by uCoz