получения интегральных критериев на основе комплекса частных показателей. В-третьих,
эргономическое исследование, проектирование и оценка предполагают одновременное применение
различных методов. Изучение деятельности человека выступает в Э. как начало, содержание и
завершение эргономического анализа, организации, проектирования и оценки.
Особое значение для Э. приобретает моделирование,
т. к. многие сложные системы «человек
машина» невозможно исследовать в реальных условиях. Необходимо организовать такие исследования
и соответствующим образом представить их результаты, чтобы выявить взаимосвязь между
многочисленными характеристиками деятельности человека и параметрами функционирования
системы «человекмашина». В этих целях создаются эргономические моделирующие стенды.
Различают микро-
и макроэргономику.
Первая ориентирована на изучение и проектирование
интерфейсов «человекдр. компонент рабочей системы»
(в т. ч. интерфейсы «человекработа»,
«человекмашина», «человекпрограммное обеспечение» и «человексреда»). Макроэргономика
ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом. В концептуальном отношении
используется подход теории социотехнических систем,
т. е. изучение и проектирование рабочей
системы осуществляется с верхнего ее уровня через подсистемы к уровню человека-работника. Этот
подход пронизывает все проектные характеристики рабочей системы, в т. ч. микроэргономическое
проектирование интерфейсов, и обеспечивает целостность рабочей системы и ее гармонизацию.
Последняя характеристика означает, что все подсистемы и компоненты системы синхронизированы и
действуют как единое целое.
Э. как научная и проектировочная дисциплина сформировалась в 1940-50-е гг., однако ее истоки
восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изготовлять орудия,
придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности
человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудия потребностям
человека были вопросом жизни и смерти.
Прежде каждый новый вариант орудия труда столетиями проверялся в работе и постепенно
претерпевал изменения. Сейчас нет времени для такого отбора. За последние десятилетия сменилось
несколько поколений ЭВМ и продолжается разработка новых образцов.
Развитие техники предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его
работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, в годы Второй мировой войны, когда
произошел качественный скачок в военной технике, эффективно использовать ее не могли даже
тщательно обученные и отобранные военные. Когда оказались исчерпанными возможности
профессионального отбора и обучения, на первый план выступила проблема приспособления техники и
условий труда к человеку.
Термин «Э.» возник в Англии в 1949 г., когда группа англ. ученых, возглавляемая К. Марреллом,
положила начало организации эргономического исследовательского общества. Позже выяснилось, что
этот термин был предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским.
В 1921 г. на 1-й Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и
производства в докладах В. М. Бехтерева и его ученика В. Н. Мясищева была выдвинута идея создания
научной дисциплины эргологии, название которой год спустя уточнили как эргонология. В 1920-30-х гг.
А. А. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, Н. М. Добротворский, Н. В. Зимкин, Н. А. Эппле и др. ученые
развивали идеи эргономического содержания и одними из первых в мировой практике выполнили
прикладные работы в этой области.
Второе рождение Э. в России произошло в нач. 1960-х гг. В эти годы в промышленно развитых и
многих развивающихся странах стали образовываться национальные эргономические ассоциации или
общества, а в 1961 г. была создана Межд. эргономическая ассоциация, издающая в Англии журнал
«Эргономика» и др. См. Взаимодействие человеккомпьютер, Когнитивная эргономика, Надежность
системы «человекмашина», Человеко-системный интерфейс, Человеко-центрированный подход,
Эргономика участия. (В. М. Мунипов.)
ЭРГОНОМИКА УЧАСТИЯ (англ. participatory ergonomics)
вовлечение будущих
пользователей в эргономический анализ и проектирование технических средств, рабочей среды и
деятельности. (К. В. Самойлов.)
ЭРЕНФЕЛЬС ХРИСТИАН ФОН (Ehrenfels, 1859-1932) австрийский философ и психолог,
ученик Ф. Брентано,
представитель Австрийской школы.
В психологии наиболее известен своей
работой «О гештальт-качествах» (1890), в которой он ввел понятие «гештальт-качество» и поставил
проблему целостности восприятия. Решал, однако, эту проблему Э. в духе элементаризма: целостность
психического образа Э. объяснял автоматическим появлением в сознании еще одного нового
|