(целостного) элемента, связывающего в единое целое исходные элементы этого образа (ощущения). (Е.
Е. Соколова.)
ЭРИКСОН ЭРИК ГОМБУРГЕР (Erikson, 1902-1994) амер. психолог и психотерапевт, один
их основателей эго-психологии. В отличие от классического психоанализа,
противопоставляющего
индивида и общество, Э. на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную
обусловленность психики человека. Важнейшим в концепции Э. является понятие «психосоциальной
идентичности»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые
вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья; при значительных
социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и т. п.) психосоциальная
идентичность индивида м. б. потеряна (так произошло, напр., с американцами, воевавшими во
Вьетнаме: будучи пациентами Э., они признавались ему, что «не знают, кто они такие, они потеряли
себя»). На восстановление утраченной идентичности и должны быть направлены основные усилия
психотерапевта, хотя во многих случаях это восстановление происходит в силу изменившихся
общественных условий. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я
(Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания
личности ценностями и идеалами ее самой. Э. выделял 8 стадий психосоциального развития личности,
которые он несмотря на оппозицию к классическому фрейдизму
отчасти связывает со стадиями
психосексуального развития, описанных З. Фрейдом. См. также Доверие, Социальная идентичность. (Е.
Е. Соколова.)
ЭРИТРОФОБИЯ (страх покраснения) см.. Каспера симптом.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (от греч. aisthesis ощущение, понимание) развитие
способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в
процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной
художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания
и обучения.
Э. р. начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных
предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости.
В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие
произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного
отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и
одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению
к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного
удовольствия или неудовольствия.
Большое место в Э. р. младшего школьника занимает его
собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.
В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более
определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное
содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные
особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир
изображенных людей.
Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого
возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе
эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию
действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта
человеческой культуры. См. Психология искусства, Художественные представления.
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ (от греч. etnos
народ, племя) наука с двойным или тройным
«гражданством», изучающая психологические особенности народов и их культуры,
процессы
формирования индивидуального этнического самосознания (этнической идентичности) и поведения
личности,
влияние социокультурных факторов на психические и личностные свойства. В Э. широко
используются психологические методы исследования. Син. этническая психология, психологическая
антропология, а также устаревший термин «психология народов».
Описания типичных психических особенностей представителей разных народов можно
встретить в трудах многих путешественников, историков, полководцев, политиков и философов разных
эпох, начиная с античности. Однако идея создания научной Э. ведет свое нач. из работ 2 нем. ученых
философа Морица Лацаруса (1824-1903), полагавшего, что «народный дух» это производное от
психологии индивида, и языковеда Хеймана Штейнталя (1823-1899), придерживавшегося
психологического направления в языкознании и выдвинувшего звукоподражательную
|