2. Э. л. (англ. effectance)
интегральная способность быть компетентным, соответствовать
требованиям среды. В рамках адлеровского подхода выделяется мотив эффективности, который
побуждает ребенка преодолевать чувства неадекватности и неполноценности, побуждает к попыткам
стать компетентным. (Б. М.)
ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ, ЭФФЕКТ КРАЯ
см. Позиционная кривая, Эффект
первичности.
ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ (в процессах общения) (англ. primacy effect)
часто имеющее
место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления
(напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь. Э. п. не сводится лишь к
особенностям памяти и одноименному мнемическому эффекту (см. Позиционная кривая). Более ранняя
информация создает установку (когнитивную схему), которая в дальнейшем выполняет роль фильтра:
установка «усиливает» информацию, подтверждающую ее, и «ослабляет» информацию, которая
противоречит ей. Э. п. не является универсальным, в ряде случаев обнаруживается против. эффект,
который называется «эффект недавности» (recency effect). Последний часто наблюдается в случае явно
выраженной конфронтации альтернативных мнений и оценок (позиций), напр., в судебном процессе
(особенно в ситуации, когда решение принимается сразу же после выслушивания сторон, но не после
перерыва в несколько дней). (Б. М.)
ЭФФЕКТ ПОДСКАЗКИ см. Помехоустойчивость оператора.
ЭФФЕКТ ПУРКИНЬЕ см. Пуркинье эффект.
ЭФФЕКТ СТАЙЛСАКРОУФОРДА см. СтайлсаКроуфорда эффект.
ЭФФЕКТ СТРУПА (англ. Stroop test)
затруднение в назывании цвета, которым написано
слово, если последнее обозначает к.-л. иной цвет. Тест, или процедуру, для демонстрации Э. С.
разработал J. P. Stroop в 1935 г. Оригинальный тест состоит из ряда карт, на которых представлены
названия цветов, отпечатанные разным цветом. Испытуемого просят, игнорируя значение слова,
сообщать только о цвете шрифта, однако Э. С. показывает, что слова непроизвольно читаются и их
семантика интерферирует с задачей опознания несемантического признака, что проявляется в
увеличении времени реакции и частоты ошибок. Э. С., как и метод дихотического прослушивания,
используется для исследования селективности настройки произвольного внимания. (Б. М.)
ЭФФЕКТ СУФФИКСА (англ. suffix effect) мнемический эффект, состоящий в снижении или
устранении эффекта недавности (т. е. лучшего воспроизведения последних членов ряда по сравнению
со средними) вследствие добавления в конце ряда стимула (называемого суффиксом), который не
требуется запоминать и воспроизводить. Э. с. первоначально был открыт для вербального,
предъявляемого на слух материала; позднее он был получен для музыкальных звуков и при свободном
воспроизведении для зрительно предъявляемого материала (картинки, написанные слова). Иногда
переводится как «эффект дополнения». См. также Позиционная кривая. (Б. М.)
ЭФФЕКТ ЭБНЕЯ см. Эбнея эффект.
ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ см. Афазия.
ЭФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. efferens выносящий) нервные волокна, передающие сигналы из
центральных отделов в нижележащие и периферические отделы н. с., а также сами эти сигналы. Син.
центробежный, центрифугальный (от лат. centrum центр + fuga бегство). Ср. Кортикофугальный.
ЭХОЛАЛИЯ (от греч. echo отражение звука + laleo говорю) автоматическое повторение
чужих слов. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в т.
ч. при имбецильности и резко выраженной дебильности (см. Умственная отсталость). Э. встречается
иногда и у нормально развивающихся детей, представляя собой один из ранних этапов становления их
речи. (В. В. Лебединский.)
ЭХОПРАКСИЯ (от греч. echo
отражение звука + praxis
действие) подражательный
автоматизм, автоматическое повторение движений и действий др. людей. Э. может проявляться в
различных формах: чаще больной человек повторяет только сравнительно элементарные движения,
которые совершаются перед его глазами (напр., поднятие руки, хлопанье в ладоши). Одна из форм Э.
эхолалия.
Наиболее выраженная форма Э. наблюдается при шизофрении, но некоторые формы встречаются
у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, в частности, при имбецильности
и резко выраженной дебильности (см. Умственная отсталость). (Е. Д. Хомская.)
_Ю_
|