ЮДИН ЭРИК ГРИГОРЬЕВИЧ (1930-1976) отечественный философ и методолог науки. Ю.
многие философско-методологические проблемы и идеи развивал на материале психологии. Обсуждая
приложимость системных идей в психологии, он проявлял разумную осторожность и оказывался более
тонким психологом, чем психологи. Главным предметом его размышлений была проблема
деятельности в философии и науке, особенно в психологии (см. Деятельность как методологическая
проблема психологии). Ему принадлежит определение и очерчивание функций категории деятельности,
анализ таких проблем, как деятельность и действие,
деятельность и операция,
деятельность и
поведение,
деятельность и творчество,
проектирование деятельности в эргономике.
Большой интерес
для психологии представляют его идеи о единицах анализа в науке, в т. ч. и в психологии, а также
методологическая ретроспектива относительно бихевиоризма, гештальт-психологии, культурно-
исторической психологии,
деятельностного подхода (Ю. Методология науки. Системность.
Деятельность. М., 1977). В упомянутой книге имеются Приложения, свидетельствующие о том, как
сов. власть расправлялась с инакомыслящими. Талантливый ученый и педагог 3 года (1957-1960)
провел в тюрьме, после чего 4 года работал рабочим на заводе. К счастью для науки, Ю. нашел в себе
силы вернуться к научно-исследовательской работе. К педагогической деятельности его так и не
допустили. (В. П. Зинченко.)
ЮЗАБИЛИТИ (англ. usability) эргономическая характеристика того, насколько продукт м. б.
эффективно, экономично и с удовольствием использован определенными пользователями для
достижения поставленных целей в заданном контексте использования (определение по стандарту Межд.
Организации по Стандартизации ISO 9241-11 «Руководство по юзабилити»). Согласно определению,
качество продукта связывается не только с его внутренними характеристиками, но также с
особенностями использования продукта и субъективным отношением к нему человека, т. е. в стандарте
принят человеко-центрированный подход к проектированию и оценке продукта. (К. В. Самойлов.)
ЮМ ДЭЙВИД (Hume, 1711-1776)
англ. философ. Развивая идеи эмпирической психологии,
основы которой были заложены Дж. Локком, Ю. выступал против признания существования души как
субстанционального носителя сознания: существуют только впечатления и их бледные копии (идеи) как
единицы сознания. Оба класса явлений сознания бывают простыми и сложными. Сложные явления
образуются на основе суммации простых. Работа сознания, по Ю., подчиняется определенным общим
закономерностям, которые действуют столь же непреложно, как и в природе (течение мыслей, напр.,
происходит не через произвольное и случайное комбинирование мыслей, а по ассоциативным связям,
приобретенным в прошлом опыте).
Ю. выделял ассоциации по сходству (контрасту), по смежности в пространстве и в времени, по
причинности. Распространив принцип ассоциации на объяснение всех познавательных процессов, Ю.
сыграл существенную роль в становлении ассоцианизма и развитии «естественнонаучной» парадигмы в
психологии. (Е. Е. Соколова.)
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (Jung, 1875-1961) швейцарский психолог, психиатр, культуролог. В
1906-1913 гг. тесно сотрудничал с З. Фрейдом,
но впоследствии отошел от него, создав свой вариант
психоанализа аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических
расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых
философов, алхимиков и т. п., Ю. приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека
коллективного бессознательного. По Ю., содержания коллективного бессознательного не
приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта они существуют в душе уже при
рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.
Ю. известен также своей типологией характеров.
По Ю., существуют 2 основания для
выделения психологических типов: экстравертная или интровертная установка, с одной стороны, и
преобладание в системе психологических функций индивида мышления, чувства, ощущения или
интуиции, с др. Ю. также автор одного из наиболее известных вариантов ассоциативного
эксперимента. Оказал значительное влияние не только на психологию (в Цюрихе был создан институт
Ю. в 1948 г., а в 1958 Межд. общество аналитической психологии), но и на исследования по
проблемам культуры, религии, мифологии, эстетики и др. (Е. Е. Соколова.)
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ (англ. juvenile age) период жизни человека между подростковым
возрастом и взрослостью (см. Возраст).
В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой
специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, Ю. в. был определен
как 17-21 г. для юношей и 16-20 лет для девушек. Психологи расходятся в определении
возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения
|