Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 640 
Next page End  

длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не
только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей
непосредственного В. в. Отметим также, что культурно опосредствованное чувство времени играет
огромную роль в различных видах практической деятельности (напр.: охотника и рыболова,
крестьянина и кузнеца, рабочего и инженера, ученого и педагога, космонавта и спортсмена, актера и
музыканта). Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных
характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных
процессов («биологические часы»),
как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется
оценка времени; с др. стороны, на исторически развивающейся системе социальных эталонов и
технических средств. См. Восприятия времени нарушения. (Б. М.)
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА (англ. space perception) чувственно-наглядное отражение
пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений
(расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и
движений. К В. п. иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей
собственного тела наблюдателя (т. н. схема тела). В любом случае верно, что в процессе В. п. участвуют
все органы чувств человека, но ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности
зрительного, двигательного (кинестезического), кожного и вестибулярного анализаторов.
В. п. основано на «измерениях» расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г.
Гельмгольц, И. М. Сеченов),
осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры.
Высказывалась т. зр. о том, что необходимым условием для чувственного различения пространственных
основных направлений (вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево) является асимметрия
человеческого тела: не столько морфологическая, сколько функциональная. Ярко выраженная
функциональная асимметрия, как известно, обнаружена и в работе больших полушарий головного мозга
(см. Латерализация функций, Межполушарная организация психических процессов).
Это дало
основание утверждать, что морфологическая симметрия органов чувств (и человеческого тела вообще) в
сочетании с функциональной асимметрией составляют одно из обязательных условий В. п. (Б. Г.
Ананьев.)
При В. и. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось
перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной
системы), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.
Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Кликс) человеку дает зрение. В. п.
начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К 2 воспринимаемым измерениям —
в высоту и в ширину — добавляется 3-е — вдаль. В пространственном зрении на плоскости
значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаз,
а при восприятии глубины к ним
присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В
процессе В. п. осуществляется зрительная локализация предметов. Необходимо отметить и то, что
пространственная ориентация у человека в большой степени опирается на выработанные культурой
знаковые средства отображения пространственных отношений, часть из которых подвергается
интериоризации (сюда относятся и знаковые когнитивные карты).
См. Аккомодация глаз,
Безориентирное поле, Бинокулярное зрение, Восприятия пространства нарушения, Глубинное зрение,
Зрительное восприятие, Иллюзия Луны, Константность восприятия, Макропсия, Микропсия,
Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Поле зрения, Реафферентации принцип,
Стереопсис.
ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ (англ. perception of complex sounds) процесс приема и
переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава (см. Спектр звуковой),
как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника «алгоритму». Мир
звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с
относительно общими признаками и принципами восприятия: звуки природной и синтетической
среды (технических объектов), речевые и музыкальные.
К природным звукам относятся, напр., шелест листвы, плеск и журчание воды, треск сучьев,
грохот обвала, биение сердца; к техническим — тиканье часов, удары молота, рев мотора и т. п. Звуки
такого рода возбуждаются одиночными импульсами (ударами) с периодическим или апериодическим
повторением. Частота и регулярность повторения (или его отсутствие) определяют один из
существенных признаков восприятия. Важным признаком восприятия выступает индивидуальная
характерность структуры спектра — мы квалифицируем звуки как глухие и звонкие, мягкие и резкие,
низкие или высокие.
Hosted by uCoz