Особую группу представляют речевые звуки, которые выступают в качестве элементов
словесного сообщения, заключая в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие
настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику
или аудитории и т. п. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение
темпа, акцентирование и т. п. все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций.
Эмоции, возникающие при восприятии речевых звуков, находятся также в определенной зависимости
от содержания вызываемых речью образов и представлений (см. Восприятие устной речи).
В восприятии музыкальных звуков на первый план выступают признаки, которые формируют
музыкально-звуковую ткань: высота, в ее ладогармоническом содержании, и расчлененность звуков во
времени, определяющая ритмическую канву произведения. Важнейшей формой одновременного
восприятия нескольких музыкальных звуков является восприятие их консонантности и диссонантности,
взаимоотношений в аккордах и в гармоническом движении. В основе музыкального восприятия высоты
звуков лежит объективный признак гармоничности структуры их спектров, т. е. соотношения частот
спектральных компонентов (тонов) в простой кратности (1, 2, 3, 4 и т. д.) к частоте первого (нижайшего
или т. н. основного) тона. В восприятии музыкальных звуков тембровые признаки приобретают
специфическую функцию выразительности как самих звуков, так и музыкального образа в целом.
Имеется целый ряд др. специфических признаков восприятия музыкальных звуков, относящихся к
исполнительским приемам (напр., вибрато, глиссандо), тембровым сочетаниям звуков в оркестровом
целом и т. п.
ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ (англ. perception of oral speech) одна из высших психических
функций человека. В. у. р. внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как
слушание (аудирование). Будучи «опосредствованным по своему строению и социальным по своему
генезу» (А. Р. Лурия),
В. у. р. является смысловым, т. к. «нормально включает акт понимания,
осмысления» (С. Л. Рубинштейн).
Речевое восприятие неоднородный процесс, в котором (с генетической и функциональной т.
зр.) м. б. выделены уровни различения и узнавания (Н. И. Жинкин).
С т. зр. характера «обработки»
речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в
процессе В. у. р. на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в
составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне
устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.
С т. зр. сформированности самого процесса смыслового восприятия оно м. б. сукцессивным
(развернутым) и симультанным (одномоментным). Так, в ходе формирования слушания как вида
речевой деятельности на родном и затем во время обучения на иностранном языке восприятие
характеризуется сукцессивностью, тогда как при сформированности этих видов речевой деятельности
восприятие симультанно.
В. у. р. включает в себя процесс вероятностного прогнозирования.
Слушатель воспринимает
речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое восприятие может
характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и
появления наиболее вероятного для данного контекста слова.
Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом факторов, и прежде
всего, включенностью в активную деятельность человека. Обусловливаясь системой языка, В. у. р.
зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и
глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.).
В. у. р. обусловливается также и индивидуально-личностными особенностями слушающего
или читающего: особенностями их мышления (напр., гибкость, продуктивность), памяти (напр., ее
объем, тип), направленности личности, характера установок и т. д. См. Виды речи, Речь, Речь устная.
ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ (англ. interpersonal perception)
процесс
психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.
Син.
межличностное восприятие. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная
от ощущения и кончая мышлением.
В этом смысле процесс В. ч. ч. подчиняется общим
закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое
определяется его особой социальной значимостью в ряду др. предметов окружающего человека мира.
Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на 1-е место в процессе
узнавания среди др. объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект
уделяет таким особенностям внешности (см. Габитус),
которые наиболее информативны в отношении
психических свойств личности: экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими
|