Рис. 1. Потенциальные (тонкие линии) и активные (толстые линии) связи некоторого узла
информации. Активные связи соответствуют определенному типу атрибутов (напр., ключевых слов)
данного узла.
В результате пользователь по мере изучения предмета или документа устанавливает те связи,
которые соответствуют его ассоциациям, способу мышления, интересам и уровню знаний, и может
изучать документ в интересующем его порядке. Хорошим примером использования гипертекстовой
идеологии является работа человека со словарем, когда он по ссылкам одной статьи может переходить к
др. Такая свобода имеет и отрицат. стороны, связанные с опасностью потери ориентировки в материале
изучения. Дело в том, что Г. можно рассматривать как перестраиваемую пользователем сетевую базу
данных, т. е. базу данных, не имеющую стандартной структуры. Поэтому при работе с гипертекстовыми
системами возникает сложная проблема навигации. Для ее решения используют различные средства.
Общая идея решения заключается в применении опосредованного управления, при котором
каждому узлу приписывается список атрибутов (характеристик) (см. рис. 1). Специальная программа
сопоставляет эти атрибуты с запросом пользователя, в котором определены цели его работы на языке
атрибутов. Напр., пользователь может определять фильтрацию материала, т. е. накладывать
ограничения на связи узлов и делать доступными только некоторые из типов связей. Остальные связи
делаются «невидимыми» в данном сеансе работы. Такая фильтрация полезна, если связи разного типа
ориентированы на выполнение разных задач. Если в списке атрибутов присутствуют ключевые слова,
то они могут обозначать тип связи между узлами. Примерами связей могут служить ключи:
«содержит», «есть то же самое», «аналогично», «пример», «используется для», «имеет части»,
«относится к группе» и т. д. Др. тип фильтрации может регулировать уровень глубины просмотра
проблемы; примерами служат указания: «просматривать только заголовки тем», «только выводы»,
«только иллюстрации» и т. д.
Для улучшения навигации также используют средства, помогающие ориентироваться во
взаимосвязях уже осмотренных узлов. К таким средствам относятся: список узлов, которые посетил
пользователь, и узлов, связанных с ними; дерево (граф) узлов, которые посетил пользователь, и путь
пользователя по этому дереву. В результате исследования навигационных маршрутов уч-ся,
проявляемых ими при обучении в гипертекстовой среде, были выявлены 2 основных типа стратегий
поиска информации: 1) целенаправленный поиск, когда пользователь точно знает цель поиска и мало
отвлекается на изучение побочной информации; 2) сканирование, когда пользователь просматривает
большое количество информации, проводя широкое и часто бесцельное ознакомление с содержанием
узлов; этот случай показывает актуальность помощи пользователям в постановке цели, коррекции путей
освоения материала, ориентировании в Г.
Для решения этих вопросов используются методы предоставления пользователям возможности
иерархической организации материала путем использования метода перехода по ссылкам на важные с т.
зр. разработчиков места и понятия. При этом в активных гипертекстовых средах автор (разработчик)
может конструировать по своему усмотрению такие операции, как раздача текстовых и графических
материалов, контроль работы, опрос, получение подсказки и пр.
Особое значение имеет использование для этих целей методов искусственного интеллекта и, в
частности, элементов экспертных систем, которые могут осуществлять функции консультанта при
выборе пути навигации. При просмотре пользователем некоторого узла экспертные системы могут
помочь в определении дальнейшего пути, подсказать наиболее подходящие узлы для дальнейшей
навигации. Аналогичная функция применяется в материалах для программированного обучения; при
разработке подобных курсов преподаватель в полной мере решает вопрос о последовательности
изучения отдельных тем в к.-л. предметной области. Логика такого обучения в этом смысле близка
логике экспертных систем и м. б. выражена формулой «при достижении результатов обучения A, B, C
по теме N рекомендуем перейти к изучению области G».
Др. способом помощи в поиске является применение комбинаций ключевых слов, объединяемых
|