с помощью логических связок «и», «или», «не». Напр., находясь в узле, описывающем свойства
треугольника, разумно искать дальнейший путь с помощью объединения ключевых слов во фразу типа:
«подобие» ИЛИ («равенство углов» И «пропорциональность сторон»).
Важным методом снижения отрицат. влияния излишней свободы выбора пути в гипертекстовых
системах является подсказка типа: «имеет место отклонение от изучаемой темы». Система
осуществляет ее автоматически, как только пользователь переходит в неподходящий узел. Принцип
механизма подсказки заключается в сравнении близости изучаемой и новой темы. Критерии близости
тем м. б. разными. Степень близости тем м. б. заранее задана автором. Близость может определяться
числом узлов, расположенных между 2 сравниваемыми темами, на некотором уровне подробности
изложения, напр., на уровне оглавления или на уровне подзаголовков.
Еще одно важное навигационное средство помощи уч-ся метод маршрутов. Маршруты
представляют собой направленные путешествия по учебному материалу. Процесс обучения
представляется в виде метафоры путешествия, в процессе которого уч-ся вызывает пиктограмму
«экипаж» с указанием маршрута и пользуется этим экипажем по мере надобности, имея право сойти с
него, побродить самостоятельно и вернуться к месту стоянки.
Наряду с маршрутами типичными навигационными средствами помощи являются «карта» и
«индекс». Карта представляет собой к.-л. вариант описания пути навигации с указанием текущего
местоположения уч-ся. В самом простом случае это перечень узлов, ранее посещавшихся уч-ся, в более
сложных это дерево (граф) изученных пользователем узлов с соответствующими аннотациями и
указанием типов связей, по которым были совершены переходы. В некоторых системах поддерживается
механизм запоминания путей пользователя под определенными именами, что дает возможность
вернуться к ним при необходимости. Для аналогичных целей используются также системы закладок,
оставляемых в некоторых просмотренных узлах. Под «индексом» обычно подразумевают некоторый
алфавитный указатель, предназначенный для совместного использования с картой и маршрутами.
Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что Г. очень удобная среда
для организации учебного материала в соответствии с требованиями теории обучения. Действительно,
гипертекстовые средства: 1) поддерживают многообразные формы представления учебного материала,
предоставляя при этом возможность выбора наиболее адекватных форм для решения конкретных задач;
2) поддерживают развитую структуру учебного материала, имеющую разные связи между отдельными
темами, параграфами и блоками информации. Эти возможности обеспечивают использование в учебном
процессе педагогических и психологических закономерностей, в соответствии с которыми усвоение
материала тем легче и точнее, чем больше число его связей с др. частями изучаемого предмета.
Усвоение отдельных фактов и теорий тем прочнее, чем больше уч-ся самостоятельно исследует
взаимосвязи этих элементов и использует их при решении задач. Т. о., гипертекстовая среда, с одной
стороны, представляется оптимальной для реализации курсов управляемого преподавателем
программированного обучения, с др. она позволяет удобно реализовать идеологию самостоятельной
работы уч-ся по построению собственных маршрутов изучения предметной области. (В. М. Кроль.)
ГИПЕРЭСТЕЗИЯ (от греч.,
hyper
над, сверх + aisthesis чувство, ощущение)
повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов,
являющихся для
них адекватными. От Г. нужно отличать гиперпатию.
ГИПНОЗ (англ. hypnosis;
от греч. hypnos сон) особое психофизиологическое состояние
(отличное от сна и бодрствования), возникающее под влиянием направленного психологического
воздействия
внушения.
Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в Г. с
резким понижением чувствительности к действию всех др. факторов (вплоть до полной анестезии в
глубоком Г.). Первостепенное место в возникновении и протекании Г. принадлежит психологическим
факторам: характеру воздействий, исходящих от гипнотизера (целенаправленности внушающего
влияния, искренности и выразительности интонации при внушениях, стройности и последовательности
их смыслового содержания); установкам испытуемого (определяющим его отношение к социальной
среде, личности гипнотизирующего, к самой процедуре Г.). Отличительной чертой Г. является строгая,
не свойственная сну и бодрствованию, избирательность в усвоении и переработке информации.
Принято выделять 3 стадии Г.: сонливость, гипотаксия, снохождение (сомнамбулизм; от лат.
somnus сон + ambulo хожу). 1-я стадия характеризуется легкой мышечной слабостью и
небольшой дремотой; пациент может легко, по собственному желанию открыть глаза, встать и прервать
сеанс. На этой стадии Г. пациент лежит в состоянии приятного покоя, отдыха и, по субъективному
отчету, спящим себя не считает. 2-я стадия гипотаксия отличается полной мышечной слабостью;
в этой стадии можно вызвать внушенную каталепсию восковидную гибкость мышц, которая иногда
|