ГЛАВА 2
Задача конструирования моста ¹
В 1911 г. я работал в Венском институте психиатрии и физиологии. Ко мне
пришел директор детской клиники и попросил оказать ему помощь в решении
одной конкретной проблемы. Работавшие в клинике педиатр и психолог искали
методы обучения группы глухонемых детей в возрасте от 4 до 14 лет.
Специалисты считали, что, поскольку эти дети не владели языком, их
умственные способности были крайне низкими. Не могу ли я приехать в
клинику и выяснить, действительно ли они столь неразвиты?
Занимаясь этими детьми, я сначала испробовал метод, который опишу в
общих чертах.
1. Сидя с одним из детей за столом, я взял три кубика и построил мост.
Рис. 43
Затем я разрушил его. Большинство детей после такой демонстрации
принимались строить мост. (В одной вариации опыта я клал кубики обратно в
кучу. В этом случае дети отыскивали эти кубики и начинали строить.) Когда же
такая спонтанная реакция отсутствовала, я
1
Эта глава не был заключена в первое издание, хотя судя по найденному в бумагах Макса
Вертгеймера раннему варианту оглавления, он когда-то хотел использовать ее в этом месте. По
сравнению с главами, вошедшими в первое издание, рукопись казалась недоработанной.
Необходимо было ее отредактировать, но мы попытались ограничиться минимальной правкой.
Прим. Майкла Вертгеймера.
111
брал маленькую куклу и проводил ее через проем или по мосту. Это часто
помогало ¹.
Все это дети могли сделать сами. Но что они в действительности делали?
Просто повторяли то, что делаю я, или что-то постигали? Случалось, что
ребенок выбирал из кучи не те кубики, которые использовал я, а другие. Иног-
да после нескольких проб с плохо подобранными кубиками им удавалось в
лучшем случае построить мост, конструкция которого рушилась прежде, чем
была завершена.
|