сразу пытались это сделать.) После того как кубик падал, дети повторяли свою
попытку, но после двух попыток почти все дети неожиданно улыбались и
меняли кубики местами. Многие дети после небольшой паузы делали так сразу
без всяких предварительных проб (см. рис. 49).
Рис. 48 Рис. 49
114
Для многих детей эти попытки явно не были просто негативным опытом.
Видно было, что из этих неудачных попыток они вынесли нечто позитивное,
они обратили внимание на важное обстоятельство, связанное с падением
кубиков: на связь между устойчивостью и равенством размеров опор.
4. В экспериментах с остальными детьми я использовал разноцветные
кубики: опоры были одного размера а цвета, а третий кубик отличался и
величиной и цветом. Затем для проверки предлагался набор, в котором пара
кубиков, совпадающих по цвету, отличалась от пары совпадающих по размеру
(рис. 50). Это никого не сбило с толку. Таким образом, решающим является не
просто равенство в каком-то отношении, а внутренняя связь между
горизонтальной (устойчивой) структурой и одинаковой. величиной двух опор,
то есть ?-отношение.
Рис. 50
5. Имеет ли в данном случае решающее значение одинаковая величина
вертикальных кубиков? Перед проверкой я строил из больших кубиков
лестницу, а затем с помощью жестов показывал, что нужно построить мост на
|