ступеньках лестницы. Дети строили его, как показано на рис. 51, то есть
выбирали один из равных кубиков для опоры, а другой для перекладины.
Это свидетельствует о том, что решающим является не одинаковая величина
кубиков сама по себе, а скорее внутренняя связь между горизонтальностью и
устойчивостью, и уже исходя из этого определяется то, какую роль будет
выполнять та или иная часть.
115
У неспециалиста может возникнуть вопрос, почему я считаю необходимым
предлагать такие проверочные испытания (как в пунктах 2, 3, 4, 5). «Разве
результат не очевиден?» может спросить он. Нет, не очевиден. Во-первых,
встречаются хотя и редко дети, которые привыкли действовать подобно
маленьким рабам, точно следуя тому, чему их научили, строго придерживаясь
с трудом усвоенной суммы отдельных действий и их связей, к которые терпят
неудачу при всяком изменении ситуации. Встречаются также хотя опять-
таки редко, в этой труппе я не обнаружил ни одного такого ребенка дети,
которые снова и снова повторяют безуспешные попытки, так и не осознав
необходимости осмысленного изменения
Рис. 51
Во-вторых, положение дел в нашей психологической науке таково, что она
очень нуждается в таких критических экспериментах. Чтобы по-настоящему
разобраться в существе дела, наука нуждается в таких критических вопросах.
(Вопреки представлениям здравого смысла. Иногда именно в очевидном таятся
фундаментальные, волную-
1
В тех немногих случаях такого рода, которые я наблюдал, быстро помогало изменение
обстановки, которое давало ребенку большую свободу, а также атмосфера доброжелательства
(см. гл. 7).
|