116
щие ученого проблемы, а здравый смысл лишь вводит в заблуждение ¹.)
6.
Некоторые теоретики, возможно, все же подумают: «Отношения или не
отношения в конце концов, все это, в сущности, не что иное, как сумма
связей». Можно ли поставить такой критический эксперимент, чтобы прове-
рить это утверждение? Можно ли с помощью эксперимента решить, имеем
ли мы дело лишь со случайно усвоенными связями?
Да, можно. Необходимо только ввести элемент случайности. Как это
сделать? Мы можем придумать такой чудесный набор кубиков, что мост будет
устойчивым в том случае, когда цвет кубиков в вертикальной паре одинаков, и
разрушится, когда кубики будут разного цвета, независимо от относительной
величины опор.
Или, в согласии с экспериментами другого типа, мы можем не беспокоиться
об устройстве такого волшебного мира. Вместо этого, после того, как
строительство закопчено, учитель говорит: «Правильно» и дает ребенку
кусочек шоколада; а в другом случае он говорит: «Неправильно» и избави
боже! наказывает ребенка, не ожидая, когда рухнет конструкция.
Будет ли эффект от такого обучения равносилен эффекту обучения в
ситуации, о которой мы рассказали в начале этой главы и которая, к счастью,
оказалась в какой-то степени осмысленной и естественной?
Но мы пока оставим этот вопрос без ответа и продолжим простые
эксперименты.
7.
Как и в (1), я начинал строить мост, но для последующей проверки
ставил две опоры несколько дальше друг от друга. Ребенок смотрел на третий
кубик, затем сближал опоры ². Я возвращал их в прежнее положение.
1
Тех, кто захочет повторить подобные эксперименты с детьми, я должен предупредить,
что следует соблюдать большую осторожность при выборе кубиков. Использование кубиков,
которые из-за трения делают устойчивыми даже плохие конструкции, будет служить помехой
вашим исследованиям. (Так, для того, чтобы уменьшить трение, лучше использовать
полированные кубики). Ср. с поведением шимпанзе, которым, для того чтобы достать банан,
нет необходимости устойчиво нагромождать ящики, поскольку они могут достаточно быстро
прыгнуть с верхнего ящика, прежде чем развалится вся конструкция. (Kohler W. The mentality
of apes. New York, Harcourt Brace, 1925.)
2
Если третий кубик находился в поле зрения и не был короче этого нового расстояния
между опорами, ребенок не уменьшал это расстояние. В этой ситуации мы ясно видим, что
выполняется функ-
117
Иногда у нас с ребенком начиналась увлекательная игра: мы передвигали
кубики взад и вперед. Спустя какое-то время (а некоторые дети и без этой игры
с передвижением кубиков) ребенок поворачивался к груде кубиков, в которой
|