последовательно строил конструкцию, показанную на рис. 54, помещая для
равновесия на краях дополнительные маленькие кубики.
Рис. 54
Некоторые дети делали это без большого количества проб, и их поведение в
ходе проб непосредственно перед получением решения явно свидетельствовало
о том, что ребенок начинал интересоваться тем, в какую сторону упадут
кубики ¹.
Эти действия могут служить примером пусть скромного, но вполне
реального открытия или изобретения. Ясно, что в этом случае действия
ребенка являются для
1
Понять, в каком направлении упадут кубики это не значит просто обратить внимание
на отдельный стимул. В действительности дети выясняют, где находится слабое место
структуры. Сравни эксперименты с детьми и взрослыми, когда они стараются воспроизвести
какой-нибудь фокус: как трудно им бывает в некоторых случаях понять, в чем же в сущности
дело! Не поняв этого, они в таких случаях стараются так точно и по-рабски воспроизвести
последовательность действий, что упускают самое важное.
119
него открытием чего-то нового ¹. Ребенок сам был удивлен. Другие дети не
могли этого сделать. Не могли решить задачу и многие взрослые, с которыми я
повторял этот эксперимент, и среди них очень умные, образованные, ис-
кушенные люди. Некоторые из них рассказывали мне позднее, что провели
бессонную ночь, так и не найдя решения.
Иногда встречались другие изобретения, например дублирование
вертикальных опор, введение третьей вертикальной опоры посередине и т. д.
Так, один ребенок, после того как рухнула первая конструкция, лукаво
улыбаясь, взял одну опору, попытался уравновесить перекладину, попробовал
поставить на перекладину два кубика и с напряженным интересом следил за
тем, что произойдет. Убедившись, что эта конструкция устойчива, он
возвратился к длинному мосту и решил задачу.
|