Рис. 55
Следует отметить, что сооружение такой структуры само по себе отнюдь не
простое дело. Нужно приложить большие усилия, чтобы она не рухнула
прежде, чем будет завершена. Такая конструкция оказывается весьма неус-
тойчивой, поскольку, имея только две руки, нельзя одновременно поставить
перекладину и два кубика на ее края. Но, несмотря на эти затруднения, часто
дети осуществляли такое построение с пониманием сути дела. Когда же у детей
или взрослых наблюдались действия, приводящие к отрицательному
результату, это не обязательно свидетельствовало о низком интеллектуальном
уровне.
1
Задавая учителю вопросы до начала эксперимента, я всячески старался убедиться в том,
что дети ранее не сталкивались с подобными задачами.
120
Могли играть роль совершенно иные факторы: трудности в обращении с
кубиками, неловкость, неуклюжесть. У некоторых взрослых испытуемых
такими факторами могут быть также нежелание подвергаться тестам,
выступать в роли испытуемых, находиться перед публикой, прене-
брежительное отношение к подобным задачам и т. д.
Многие психологи, услышав об этих экспериментах, говорили: «Это мог бы
быть отличный тест на умственное развитие; нельзя ли его
стандартизировать?» (Против этого нечего возразить, при условии, конечно,
что мы не откажемся от дальнейших попыток выяснить, что же здесь все-таки
происходит, каковы реально действующие факторы и реальный
психологический смысл таких действий.) Очень часто, прибегая к тестам
интеллекта, психолог не знает, что он, в сущности, измеряет. Поэтому ответ на
тот или иной вопрос теста еще мало что говорит, если остается неясным, с
помощью каких действий он выполнен, были ли они слепым повторением
заученной суммы действий (выбор данного кубика и установка его в данное
место) или определялись скорее действительным пониманием того, что
следовало сделать.
Если теперь читатель спросит: «Раньше вы говорили, что одни дети решили
|