задачу, а другие нет. Сколько же человек решило задачу? Скольким это не
удалось? Каков их возраст?» то, значит, он упустил главное. Мы стремились
выяснить, как дети приходят к решению, какие факторы связаны с этими
продуктивными действиями. Не удовлетворяясь общими ответами, вроде
ссылок на прошлый опыт, усвоенные связи, стремление достичь дели и т. д.,
мы вынуждены были использовать указанные вариации. Теперь мы
постараемся описать, как выглядели эти действия.
9. В ходе решения последней задачи (которое у многих детей
сопровождалось чувством радости от приобретения нового опыта, новых
достижений) решающей фазой была установка дополнительных блоков на
левом и правом краях горизонтального кубика. Каким образом возникает эта
операция? Как дети приходят к этому?
В результате слепых проб и ошибок? Конечно, нет, потому что, прежде чем
прийти к решению, они не совершают бессмысленных проб. И конечно, они
приходят к решению не с помощью ряда произвольных операций.
Случайным образом? Маловероятно.
В результате использования прошлого опыта, припо-
121
минания успешных сходных операций? Весьма вероятно, что какой-то
прошлый опыт сыграл свою роль, но разве такая общая ссылка на прошлый
опыт достаточна? Давайте сразу же введем то, что необходимо. Я показывал
детям конструкцию, представленную на рис. 55, не только в законченном виде,
но и в процессе ее сооружения; я также давал ребенку возможность
самостоятельно построить и уравновесить ее. Это не помогало при решении
задачи с длинным мостом, даже если я еще добавлял: «Теперь ты, конечно,
сможешь построить длинный мост». Вполне возможно, что некоторым детям
такая процедура могла бы помочь; однако в данном случае этого не произошло.
Какие же условия необходимы для того, чтобы эта процедура оказала помощь?
Почему она не помогала в данных случаях? (Как я уже упоминал, некоторые
дети спонтанно прерывали сооружение длинного моста, пытались построить
именно эту структуру и, когда добивались успеха, возвращались к исходной
задаче и решали ее ¹.)
Что же здесь является действительно решающим? Как это можно
установить?
Когда наблюдаешь за поведением детей за тем, что они делают, куда
смотрят, что им кажется интересным, как они добиваются реальных успехов,
|