процесс представляется в следующем виде:
1)
Ребенок ставит средний кубик сверху; сооружение рушится.
(Отрицательный опыт; отсутствие успеха; некоторые дети
разочаровываются; другие несколько раз повторяют эту операцию.)
2)
Это не является для ребенка просто отрицательным опытом. Он явно
старается локализовать нарушение, понять причину неудачи, как и почему
она произошла.
3)
Падение среднего кубика теперь уже не является главной проблемой.
Что-то происходит также на левом и правом краях! И то, что там происходит,
связано с затруднением или имеет к нему отношение. (Это не равносильно
выяснению всех деталей в ходе поэлементного анализа; действия
направлены на область, играющую важную роль во взаимосвязи явлений.)
4)
Именно здесь возникает вопрос об устойчивости
1
См.: M a i е
г
N. R. F. Reasoning in humans: the solution of a problem and its appearance in
consciousness. "Journal of Comparative Psychology", 1931, vol. 12, p. 181194.
122
сооружения. Каким образом? Наблюдаемое направление падения опор
рассматривается как результат неустойчивости, возникающей из-за перегрузки
на одной из сторон. (Ребенок, конечно, не формулирует это в таких абстракт-
ных терминах, но он чувствует, что для того, чтобы обеспечить устойчивость,
необходимо симметрично компенсировать перегрузку. Ситуация взывает о
помощи.) Откуда же она приходит? Случайно? Из памяти? Как я уже
упоминал, один ребенок прервал свою работу над мостом и построил
структуру, показанную на рис. 55; поняв, что маленький кубик слева может
компенсировать дополнительный вес кубика справа, он, сияя, вернулся к
задаче с длинным мостом и решил ее 1. Другой ребенок, не проделывая этого,
явно сконцентрировал свое внимание на критических событиях с длинным
мостом, потрогал угрожающие равновесию края и, почувствовав, что происхо-
дит, решил задачу.
Гравитационные условия должны быть включены в структуру. Но слова
вроде «следует принять во внимание гравитационные ощущения» не помогут
решить проблему. Гравитационный аспект проблемы выступает здесь струк-
турно как часть ситуации, предполагающей устойчивость, симметрию
причем не просто геометрическую симметрию, пространственную симметрию,
но гравитационную симметрию, смысл которой задается ее местом в общей
структуре.
|