В этой структуре есть ряд ?-отношений, которые связаны со свойствами
целого. Как и в (7), мы могли бы построить в качестве заменителя копию в
виде простой суммы, в которую вместо ?-отношений и свойств целого входили
бы случайные связи. Мы могли бы, например, сделать волшебную
конструкцию, в которой нагрузка на
1
Теперь мы видим, что предлагаемая в качестве помощи операция является эффективной
только в том случае, если она связана функциональными требованиями с ее функцией в
целостной структуре. Тем детям, которым в качестве «помощи» показывали конструкцию,
изображенную на рис. 55, эта моя операция казалась чрезвычайно странной. Они не улавливали
связи этого шага с задачей построения длинного моста и не смогли воспользоваться им именно
потому, что он не имел для них функционального значения. Здесь кроется проблема для
будущих экспериментальных исследований: возможно, что эффективной может оказаться
только та помощь, которая предлагается в нужный момент, когда ребенок уже обнаружил
область нарушения.
123
одну сторону будет приводить к устойчивости, в то время как симметричная
нагрузка как раз к противоположному эффекту разрушению
конструкции.
В этом месте мы можем добавить, что для детей даже исходная ситуация
является не столь простой, как здесь утверждается. Они должны понять ?-
отношение, несмотря на технические сложности: иногда сооружение рушится,
даже если оно симметрично уравновешено, часто это происходит из-за
некоторой неуклюжести, неловкости детей, из-за того, что они ставят кубики с
чрезмерной силой.
Во всяком случае, в ходе подобных экспериментов у меня сложилось
впечатление, что дети способны в отсутствие специального прошлого опыта, в
результате действительно осмысленной работы над проблемой, понять именно
то, что следует. Они сами осмысленно находят необходимый опыт.
Участие в таких процессах может казаться детям просто игрой или
решением головоломки. Но, наблюдая за их поведением и анализируя его
позднее, приходишь к выводу, что они достигли глубокого понимания
некоторых черт нашего физического мира. «Любопытство», которое часто
наблюдаешь в таких случаях, является не просто любопытством, проявляемым
ко всему новому, к разгадке фокуса и т. д., но работой, направленной на более
глубокое понимание окружающего нас мира.
Вознаграждение, например шоколад или деньги, иногда могут усилить
потребность в успешном решении задачи. Но во многих случаях оно, в
сущности, препятствует подлинному решению. Когда все помыслы
сосредоточены на желании получить шоколад, требуемые векторы не
|