Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 302 
Next page End  

возникают. Их направление должно определяться самой структурой ситуации,
ее требованиями. Похоже, что вознаграждение играет положительную роль
только в том случае, когда о нем забывают в ходе работы или, иными словами,
когда желание получить шоколад заменяется желанием удовлетворить
требованиям ситуации.
И снова, рассматривая проблему в целом, видим, что здесь мы имеем дело
не просто с совокупностью каких-то отдельных элементов или связей, а с
процессом, который управляется свойствами целого и предполагает иерархию
элементов логически более высокого и более низкого уровней. Мы видим
также, что каждый из этих элементов (или отношений, или связей) не случайно
занимает то
124
или иное место, а адекватно завершает, дополняет структуру целого
«соответственно» той роли и функции, которую он выполняет в данной
структуре.
При исследовании реакций детей и взрослых испытуемых в различных
вариациях задачи мы обнаруживаем, что мыслительные процессы развивались
не снизу вверх, от «логически» более элементарных отношений к отношениям
более высокого уровня, но в прямо противоположном направлении. Поведение
в разумных реакциях определяется в первую очередь свойствами целого
(устойчивостью, замкнутостью, симметрией) и тем, что требуют эти свойства в
отношении выбора кубиков, их места, расстояния между ними. С логической
точки зрения свойства целого выступают как связь между отношениями;
посредством этой связи вскрываются сами отношения; э свою очередь
благодаря последним мы приходим к элементам.
Конечно, в сознании ребенка нет такой абстрактной логической структуры.
Она может быть также слишком сложной и для взрослых (особенно для тех из
них, кого учили при чтении таких утверждений концентрировать свое
внимание на отдельных деталях). Логика, несомненно, расчленяет вещи,
формулируя отдельно пункты, отношения и т. д. — сами по себе. Но она делает
это не для того, чтобы потом прибавлять одни элементы к другим (как думают
некоторые логики), а для того, чтобы установить их место, роль и функцию в
структуре. Многие логики рискуют получить в результате своего анализа одни
лишь аддитивные характеристики вместо видения общей картины и осознания
?-природы явлений.
К счастью, работа восприятия (и действия) не является такой поэлементной,
Hosted by uCoz