Это не простая совокупность отношений или операций: она взаимосвязаны с
заданием, являются осмысленными частями замкнутого целого.
Некоторые теоретики признают необходимость целостного взгляда, но тем
не менее упускают самое главное. Они описывают некоторые B-реакции
следующим образом: «Испытуемый ошибся, потому что не принял во
внимание все элементы или отношения». Все элементы?
Рис. 68
Все отношения? Но для осмысленных процессов как раз характерно то, что не
принимаются в расчет все элементы. Когда дан этот рисунок и требуется
доказать, что а = b, на пятую линию не обращают внимания. Короче говоря,
«целое» не значит «все», но относится к структуре тех единиц, которые
связаны с заданием; оно относится к «хорошему гештальту».
Читателю станет ясно, если он применит эту структурную схему (рис. 67) к
А- и B-реакциям. В некоторых B-случаях бессмысленных или безвыходных
отсутствует одно основное отношение, в других присутствуют два
основных отношения, как показано на рис. 69.
Рис. 69
Но действия оказываются слепыми потому, что неверно выбрано место
единиц, которые они связывают. Это значит, что решающими являются не
отношения сами о себе, а отношения в зависимости от их места в рамках
хорошей структуры.
На рис. 67 отношение 1 является не отношением между элементами, а
отношением между двумя группами,
137
или подцелыми, которые рассматриваются как симметричные. Их равенство
(отношение 1) играет в этом процессе решающую роль, каким бы по величине
ни был угол (элемент), равным ли 180°, 90° и т. д. Отношение 2 является
отношением между «гомологичными» единицами двух подгрупп. Из
|