ГЛАВА 4
Знаменитая история о маленьком Гауссе
Начнем с вопроса к читателю.
В новом доме вдоль стены холла строится лестница. В ней 19 ступенек. Со
стороны холла лестница будет облицована квадратными резными панелями с
размерами,
Рис. 72
равными размерам ступенек. Плотник поручает своему помощнику принести
панели из магазина. Помощник спрашивает: «Сколько панелей я должен
принести?» «Определи сам», отвечает плотник. Помощник начинает
считать: 1 + 2 = 3; +3 = 6; +4=10; +5 = ...
Плотник смеется: «Подумай. Разве ты должен сосчитывать их одну за
другой?»
Дорогой читатель, что бы вы сделали, если бы оказались на месте
помощника?
Если вам не удалось найти лучший способ, я спрошу: «А если бы лестница
не примыкала к стене и потребовались бы квадратные плиты для обеих сторон?
Помогло бы вам, если бы я посоветовал решить этот вопрос, сделав образцы
этих двух сторон из бумаги?»
Дальнейший материал представляет собой различные экспериментальные
вопросы, с помощью которых я изу-
141
чал особенности проблем, связанных с задачей Гаусса.
Теперь я расскажу историю о маленьком Гауссе, будущем знаменитом
математике. Она заключается в следующем: шестилетним мальчиком он
учился в средней школе небольшого городка. Учитель предложил контрольное
задание по арифметике и объявил классу: «Кто из вас первым найдет сумму 1 +
2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10?» Очень скоро, в то время как остальные все
|