группировки 30 · 30 · 30, самостоятельно открыв применение данного метода
к произведениям.
В форме сложения этот последний ряд был B-случаем, а в форме умножения
А-спучаем. Это дает возможность систематически использовать в
экспериментах пары А- и В-форм таких рядов, как следующие:
5 + 10 + 20+40+80 + 160
(B-случай)
5 · 10 · 20 · 40 · 80 · 160 (А-случай)
1 + 2 + 4 + 8+16+32 (B-случай)
1 · 2 · 4 · 8 · 16 · 32
(A-случай)
Однако для некоторых рядов задача в форме сложения представляла собой
А-случай:
5 + 10 + 15 + 20 + 25 + 30
(A-случай)
5 · 10 · 15 · 20 · 25 · 30
(B-случай)
Или:
1+2+3+4+5+6
Первоначальный ряд
1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6
(B-случай)
1 · 2 · 3 · 4 · 6 · 12
(A-случай)
1+2+3+4+6+12
(B-случай)
В каких случаях отвергают этот метод, в каких применяют, какие при
этом возникают трудности и т. д. - все это характеризует понимание.
Существуют сходные примеры B-заданий, которые с большей вероятностью
вызывают слепые реакции. Если, к примеру, вместо ряда
a)
1 + 2+3+7 + 8+9
дать ряд
b)
1 + 2 + 3 + 4+7+8+9,
или ряд
c)
1 + 2 + 3 + 4+6 + 7,
то испытуемые иногда не замечают требования симметричности двух половин
ряда относительно положения разрыва. Однако некоторые испытуемые
правильно и без колебаний (А-реакции) применяют метод в задачах типа а),
тогда как в задачах типа b) и с) они колеблются, несмотря на то, что составные
части этих рядов, несомненно, больше похожи на первоначальный ряд
1+2+3+4+ +5+6, чем ряд а). Они строго различают эти типы, ищут требуемую
|