Не следует забывать, однако, что в некоторых случаях определенный тип
противоположных действий становится вполне разумным например, в
ритмической игре, в ритмическом танце, подобных ряду 1 + 1, 1 + 1 и т. д.
или ряду 1 + 1, 2 + 2, 1 + 1, 2 + 2 и т. д. Здесь симметрия
противоположных движений играет важную позитивную роль.
В 1931 г. во Франкфуртском институте я поручил Мисс Симссен изучить
психологические различия между осмысленной и бессмысленной работой. В
отличие от осмысленной расстановки книг на полках мы использовали внешне
сходные с ней сизифовы задания: ставить книги на полки в ряд, затем
снимать их, ставить на прежние места, затем опять расставлять на полках и т. д.
... В обоих случаях действия наблюдались в течение примерно получаса.
Испытуемые выполняли бессмысленное задание довольно вежливо, хотя
и неохотно и с явным затруднением. Со временем сопротивление нарастало
и дело доходило до открытого протеста. Но иногда в ходе выполнения
задания происходило нечто поразительное: у некоторых испытуемых характер
задания менялся и становился чем-то более привлекательным действия
становились похожими на ритмический танец, книги снимались и ставились на
прежнее место размеренными танцевальными движениями, продолжать
действия уже было не-
157
столь обременительно, задание превратилось в шутливую игру. Однако даже
такие действия не могли продолжаться длительное время.
Вернемся к обсуждаемой нами проблеме: роль осмысленного упорядочения,
особенности разумной группировки становятся технически ясными, когда мы
даем детям следующие задачи и сравниваем их подходы и реакции:
1. m + аа + bb + сс
2. т+а+bса+сb
3. m + a + b + cаbс
или 4. т+а + b+ссbа и т. д. с m или без него ¹.
В первом случае мы от большинства испытуемых получаем быстрые ответы:
|