Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 302 
Next page End  

Не следует забывать, однако, что в некоторых случаях определенный тип
противоположных действий становится вполне разумным — например, в
ритмической игре, в ритмическом танце, подобных ряду —1 + 1, —1 + 1 и т. д.
или ряду —1 + 1, —2 + 2, —1 + 1, —2 + 2 и т. д. Здесь симметрия
противоположных движений играет важную позитивную роль.
В 1931 г. во Франкфуртском институте я поручил Мисс Симссен изучить
психологические различия между осмысленной и бессмысленной работой.  В
отличие от осмысленной расстановки книг на полках мы использовали внешне
сходные  с ней  сизифовы  задания:   ставить  книги на полки в ряд, затем 
снимать их, ставить на прежние места, затем опять расставлять на полках и т. д.
... В обоих случаях действия наблюдались в течение примерно получаса.  
Испытуемые    выполняли   бессмысленное    задание довольно  вежливо, хотя
и неохотно и с явным  затруднением.   Со временем  сопротивление   нарастало
и дело доходило до открытого протеста.  Но иногда в ходе  выполнения
задания происходило нечто поразительное: у некоторых испытуемых  характер
задания   менялся и становился чем-то  более  привлекательным — действия 
становились похожими на ритмический танец, книги снимались и ставились на
прежнее  место размеренными танцевальными движениями, продолжать 
действия   уже   было не-
157
столь обременительно, задание превратилось в шутливую игру. Однако даже
такие действия не могли продолжаться длительное время.
Вернемся к обсуждаемой нами проблеме: роль осмысленного упорядочения,
особенности разумной группировки становятся технически ясными, когда мы
даем детям следующие задачи и сравниваем их подходы и реакции:
1. m + аа + bb + сс
2. т+а+bса+сb
3. m + a + b + cаbс
или 4. т+а + bсbа  и т. д. с m или  без него ¹.
В первом случае мы от большинства испытуемых получаем быстрые ответы:
Hosted by uCoz