«Конечно, сумма равна т», иногда с замечаниями типа: «Какой смысл делать
что-нибудь, чтобы тут же уничтожить результат действия?» - и они разумным
образом группируют следующие пары
m |+аа|+bb| +сс
и никогда
т+а| а+b| b+с| с²
Сходным образом, но более решительно в случае, когда имеется ряд
та + аb + bс + с...
1
Другие конкретные случаи:
96+77-77+134-134,
или 96+77-134-77+134,
или 48+79-124-79+124,
или 48+79-79+124-124.
В последнем случае слепая процедура:
48+79=127
127-79=48
48 + 124 и т. д.
2
Чтобы проиллюстрировать теоретические представления о проблеме переноса,
рассмотрим А B-случаи в элементарной форме:
1) Сначала показываем, заучиваем a+bа. Например 35 + 1435
2) A-форма
c + dc
87+6987
3) B-форма
а + bс
35+1487
4) A-форма
а + bb
35+1414
В 1) процедура группировки первого члена с последним «показывается, заучивается». Во 2)
все члены изменены, но сохраняется структура оригинала. В 3) изменений меньше; этот
пример более сходен с заученным образцом с точки зрения поэлементного анализа, с позиций
представлений о простой сумме, стимуле реакции. Но если имеется какое-нибудь
понимание, то ребенок совершит перенос на задания 2) и 4), но не на задание 3).
158
мы получаем
т | а + а| b + b| c + c...
но не
та| +аb| + bс | +c...
Большинство испытуемых даже не пытаются искать сумму т+а или разность
та. Или, если пытаются, скоро досадуют на это, восклицая: «Как глупо,
что я не увидел!»
Во второй задаче мы обнаруживаем больше не связанных между собой
слепых действий. Часто наблюдаются колебания, беспокойство, замечания
вроде: «Это нужно упорядочить», «Здесь нет порядка», и дети переписывают
ряды, образуя осмысленные пары.
Третий тип задач кажется проще второго и приводит к быстрому
нахождению соответствующих половин: задачи решаются легче, если числа не
являются произвольными, а используется определенный принцип, как в
т123 + 3 + 2 + 1 и других подобных примерах.
|