Рис. 84
Рис. 85
Или рассмотрим такую ситуацию:
Рис. 86
При работе с такими наборами скажем, кубиков даже у маленьких
детей обнаруживается сильная тенденция к действиям в разумном
направлении. Они часто находят это направление спонтанно, «улучшая»,
«исправляя» ситуацию. При этом нет необходимости в языке они просто
разумно соединяют объекты, пригоняя их друг к другу. Нередко для
осмысленного действия нет необходимости даже давать задание: оно
определяется внутренней динамикой ситуации. Мы опять сталкиваемся здесь с
ролью «нарушения», «пробела», «именно того, что требуется» как частей
единого целого. Эти особенности, по-видимому, являются наиболее важными
при эффективном обучении арифметике ¹.
Простой иллюстрацией нашей проблемы является следующая фигура,
вызывающая сильное желание уб-
1
Благодаря многолетнему опыту изучения детей д-р Катрин Штерн разработала приемы и
методы обучения арифметике, в которых важную роль играет подлинное открытие в
структурных по
161
рать квадрат, или остаток, оттуда, где квадратов «слишком много», и
поместить туда, где его не хватает.
|