этот угол полным. Я не подумал, что уже использовал вектор а. Как я был глуп.
Конечно, а и с в сумме дают нуль, и b
и d тоже нуль. Таким образом, ре-
зультирующая равна нулю».
Конечно, он за исключением последнего шага действовал правильно. Часто
нужно строить каждую результирующую этот метод является общим. Но не
следует забывать, что нередко в продуктивных ситуациях решающую роль
играет осмысленное видение всей фигуры в целом: осознание симметрии и
равновесия целой фигуры и осмысленная группировка соответствующих
отклонений. Испытуемого, очевидно, сбило с толку сильное желание замкнуть,
завершить конструкцию.
Это, несомненно, крайний случай. Если нарисовать или показать схему, то
почти все ответы будут осмысленными при непременном условии, что ясен
смысл «векторов».
IV
Я уже упоминал, что может оказаться полезным предъявление задания в
форме
271+272+273+274+275
------------------------------- = ?
5
164
Некоторые видят решение сразу. «Конечно, 273», отвечают они, даже не
приступая к громоздким вычислениям, Другие же не видят решения и
спрашивают, действительно ли нужно произвести все сложения. Даже если
задание дается в качестве проверки после обучения методу Гаусса,
испытуемый может начать со слепого сложения:
271 + 275 = 546
Суть этого примера в том, что знаменатель требует деления числителя на
пять равных частей и таким образом помогает увидеть выражение, стоящее в
числителе, как состоящее из этих пяти частей. Когда эксперименты показали,
что реальные затруднения многих испытуемых сходны с затруднениями,
возникающими при решении задачи Гаусса, показалось уместным ввести
структурные упрощения.
Когда я спрашивал детей, чему равно
|