Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 302 
Next page End  

описан в книге.
Знание, согласно Вертгеймеру, — двусмысленное понятие. Знание слепой
связи между светом и выключателем сильно отличается от открытия связи
между средством в целью. Именно на второй тип знания ориентируют обу-
чение его исследования. Как и А. Бергсон, Вертгеймер предвидел появление
вычислительной техники и предупреждал против уподобления процесса
обучения учащихся эксплуатации вычислительной машины, которая не осна-
щена дополнительными приспособлениями, необходимыми для того, чтобы
она могла действовать в измененной ситуации.
В книге представлен богатейший материал, относящий-
17
ся к истории замечательных научных открытий: Гаусс, Галилей, Эйнштейн и
уникальные с психологической точки зрения беседы с последним. Вертгеймер
был, по-видимому, единственный психолог, отважившийся беседовать с
великим ученым «на его территории» о проблемах творчества в науке и
механизмах творческого мышления. Психологическая реконструкция
творческих открытий для Вертгеймера не самоцель. Он решает главную задачу
— показать принципиальную структурную общность механизмов творчества у
представителей примитивных народов, у учащихся, у великих ученых. Это еще
одно свидетельство его педагогического оптимизма.
Говоря о психолого-педагогических аспектах книги Вертгеймера, нельзя
обойти молчанием его внимание к проблемам этики, нравственности,
личности. Это то, что непременно должно учитываться в обучении. Последнее
не должно быть ориентировано лишь на решение сравнительно узких,
специальных задач. Дети должны получать радость от открытия для себя мира.
Задания должны быть содержательными, и главная привлекательность их
должна быть в их выполнении, а не во внешних формах вознаграждения.
Последнее лишь отвлекает от содержательной работы. Проблемная ситуация,
согласно Вертгеймеру, не является чем-то замкнутым в себе, поэтому-то она
ведет нас к решению, к структурному завершению. Точно так же решенная
задача не должна быть завершенной вещью в себе. Она снова может
функционировать как часть, которая заставляет нас выходить за ее пределы,
побуждает рассматривать и осмысливать более широкое поле. Часто это
длительный процесс, характеризующийся драматическим преодолением
препятствий. По этому поводу Вертгеймер замечает, что это верно не только в
отношении отдельных лиц, но и в отношении социума, так как великие
Hosted by uCoz