потрясен.
Ясно, что начинается продуктивный процесс. Спустя некоторое время
мальчик улыбается и говорит: «А не смещена ли шкала?» Попросив
разрешения, он сдвигает шкалу влево, так что теперь предельные значения
отклонений составляют 4 и +4, и говорит: «Нуль был не на месте». Он
заменяет
-5 0 +3
на
-4
< 0 < +4
4. Еще один мальчик не задавал и не ждал вопросов, он посмотрел за
перегородку, взглянул на движущийся луч, воскликнул: «Шкала смещена» и
исправил ее положение. Его поведение явно основывалось на понимании того,
каким должно быть правильное положение нуля относительно оси симметрии
движущегося луча ¹.
Как же достигается осмысленное решение (3 и 4) ? Из ответов следовало: на
левой стороне шкалы находится значение а, на правом неизвестное х,
колебания стабильны, стабильность внутренне связана с симметрией,
1
Если численные предположения испытуемых не сопровождаются характерными
действиями или дополнительными замечаниями, то они оказываются неоднозначными. Что
можно сказать о случае, когда испытуемый отвечает: «Плюс 1»? У некоторых испытуемых
такой ответ может основываться на понимании необходимости равновесия и того, что шкала
смещена. Но сам по себе ответ неоднозначен. Испытуемый вполне может игнорировать момент
равновесия, и его ответ может основываться только на воспроизведении того расстояния (6)
между отметками шкалы, которое было накануне.
181
эта связь требует взаимного равенства крайних значений а и х. Стабильность
связана с симметрией ?-отношением: при заданном а х= а.
Процесс идет сверху вниз, от представления о взаимосвязи и о свойствах
целого к отдельным элементам. Как стабильность может определять взаимное
отношение противоположных отклонений? Ответ на этот вопрос заключается в
том, что стабильность требует симметрии крайних точек, а отсюда следует
способ определения значения х как точки, которая симметрична данной точке
а. Внимание концентрируется на особых свойствах целого и на внутреннем ?-
отношении между ними между стабильностью движения и его симметрией,
|