целого, симметрией (которая в свою очередь находится в особом внутреннем
отношении со стабильностью целого в ?-отношении). Симметрия
предполагает противоположность отношений 1 и 2. Значение а гомологично х;
существует известное требование, согласно которому гомологи а и х должны
быть одинаковыми или, точнее, должны компенсировать друг друга; член 6,
расположенный между ними, является центром. Если мы поняли структуру, то
можем в известных пределах варьировать координаты отдельных точек и
расстояния между ними, и если даны лишь некоторые из них, то
характеристики остальных элементов будут определяться качеством целого ¹.
Если даны 5 и 0 и ожидается, что третьим членом
1
Сравните с процессом, описанным в главе о Галилее, особенно с тем, как Галилей
анализирует и концентрирует внимание на значении структурной симметрии для решения
задач динамики.
183
будет +5, или если даны все три члена, то ожидание, или понимание того, каков
будет новый набор, необязательно связано с внешним переносом
представления о том, что «расстояния в этом случае будут такими же, как и в
первом случае», но вполне может объясняться структурными требованиями,
которые испытуемый понял накануне. Здесь возможны два варианта
структурного понимания. Первый: ответ, данный во вторник, мог быть основан
не на переносе некоторых случайных особенностей опыта, приобретенного в
понедельник, не просто на предположении, что «сегодня будет так, как было
вчера», но на осмыслении структурной взаимосвязи элементов, которая была
установлена в опыте в понедельник и определила решение задачи во вторник.
Второй: структурное понимание появилось только после того, как испытуемые
столкнулись с проблемой во вторник.
Опишем этапы процесса решения задачи (5, 0, +3).
Этап 1. Что эти числа в действительности означают? Сами по себе они
непонятны.
Этап 2. Колебания кажутся стабильными и сбалансированными. Из этого
следует симметричность числовых значений.
Этап 3. Расстояние между крайними точками равно 8; симметричные точки,
следовательно, расположены на расстоянии 8:2 от середины, и, таким образом,
значения крайних точек равны 4 и + 4.
Этап 4. Но они даны в виде 5 и +3. Как это понять? Очень просто. (На
этой стадии происходит полное отделение структурных характеристик от
внешних факторов.) Положение шкалы частично определяет численные
|