Navigation bar
  Print document Start Previous page
 166 of 302 
Next page End  

значения крайних точек, но положение шкалы, будучи, в сущности, внешним
фактором, никак не связано с отношением крайних значений отклонения луча
света и является произвольным по отношению к внутренней структуре
явления. Поэтому для того, чтобы понять эти числа, нужно отделить все, что
может привнести произвольное положение шкалы. Шкала смещена на одно
деление, коррекция —5 на +1 дает соответствующее структуре значение —4, а
коррекция +3 на +1 дает +4.
Этап 5. С самого начала сбивало с толку положение нуля. Понимание того,
каковы численные значения край-
Структурная симметрия чрезвычайно важна для понимания его собственного мыслительного
процесса, она играет большую роль и в основаниях современной физики.
184
них точек, ведет к выявлению роли «О» в конфигурации —5, 0, +3.
Оказывается, что «О» не занимает исключительного места в колебательном
процессе. Когда колебания прекратятся, зайчик окажется вовсе не в точке «О».
«О» есть просто несущественная промежуточная точка, структурное значение
которой равно не 0, а +1. Точка — 1, которая ничем не выделялась в ситуации
—5, О, + 3, переходит в фокус внимания и становится истинным центром.
Выделение этих этапов основано на простых допущениях ¹ о
законосообразности структуры, например о том, что отсутствуют скрытые
факторы, приводящие к односторонности или асимметрии колебаний. Один
мальчик заглянул за перегородку, чтобы посмотреть, правильно ли
расположена шкала по отношению к зеркалу; другой мальчик, о котором я
раньше не говорил, хотел остановить прибор, чтобы посмотреть, где на шкале
остановится зайчик, на 0 или на —1! Если бы «О» в этой ситуации оказался
особой точкой, то это и в самом деле было бы загадочно и привело бы к поиску
еще какой-то скрытой причины, которая служила бы объяснением асимметрии.
Вероятно, можно еще измерить — если это возможно сделать с помощью
используемого прибора — скорость дви-
1
Здесь я не привожу те аксиомы, которые явно подразумеваются на этих структурных
этапах, но их нетрудно сформулировать. Помимо внутренних структурных вопросов, здесь
имеется в виду, как указывалось ранее, процесс отделения структурных элементов от внешних
по отношению к структуре признаков, почти как при транспонировании мелодий. Тут я могу
добавить, что транспонирование не всегда можно производить совершенно произвольно. Об-
щая высота, или общий уровень, мелодий является в значительной, но не в полной мере
внешней по отношению к структурным особенностям мелодий; уровень, сдвинутый очень
далеко, может перестать соответствовать структуре, структурные особенности басовой
мелодии отличаются от особенностей мелодий в скрипичном ключе. Точно так же если
чрезмерно увеличить или уменьшить размер произведения искусства, то оно может (что
подчеркивал философ Георг Зиммель) перестать соответствовать структуре: существует нечто
вроде «собственного размера» картины или статуи. Аналогичные проблемы возникают в
Hosted by uCoz