следовательно, и искавших в ней в основном слабые, а не сильные стороны.
Замечательной особенностью исследований продуктивного мышления
Вертгеймера является то, что и фигурно-фоновые отношения, и изоморфизм
трех различных полей выступают у него не автоматически, не как данное, а как
заданное, как проблема, которую нужно решать.
Выделение фигуры из фона или выделение проблемной ситуации это не
«рецепция данности». Применительно
19
к процессу решения Вертгеймер использует, разумеется, «зрительную»
терминологию, идущую еще от первых исследований К¸лера, например
видение, усмотрение и т. п., но это у него, как правило, не одноактный, не
одномоментный процесс. Он использует метод феноменологического
исследования, как делал это ранее при изучении восприятия, но это не
феноменология интуитивизма, не созерцание сущностей в процессе
«феноменологической редукции» Гуссерля.
Повторим, Вертгеймера интересует динамика, течение живого процесса
мышления. Такие феномены, как интуиция и инсайт, лишь моменты этого
процесса.
Вертгеймер, например, пишет, что новая мысль появилась не в качестве
некоего возможного высказывания, общего положения или веры, но как
«интуиция»: усмотрение в структурированной фигуре внутренней связи... Эта
интуиция быстро кристаллизовалась в два способа действий. Он как бы
возвращает интуитивным актам их законное место, которое они занимали в
учении Платона, где интуиция была одним из средств интеллекта. Другими
словами, он не только восстанавливает прежний смысловой образ интеллекта,
но и дает собственную интерпретацию и делает его предметом
экспериментального исследования. В продуктивном мыслительном процессе,
описанном Вертгеймером, несколько упрощая, можно выделить следующие
основные стадии.
А. Возникновение темы. На этой стадии возникает чувство необходимости
начать работу, чувство «направленной напряженности», которая мобилизует
творческие силы.
Б. Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. Основной
задачей этой стадии является создание интегрального, целостного образа
ситуации, говоря современным языком, ее образно-концептуальной модели,
адекватной той ситуации, которая возникла в связи с выбором темы и которая
|