рый мог бы сделать это без посторонней помощи. Я думаю, что причина этого
не в том, что задача слишком трудна, а в том, что она слишком странна. (У
многих детей нетрудно развить умение выполнять такие умственные
упражнения, но индивидуальные различия в этом отношении кажутся мне
весьма значительными. И эта задача относится не к продуктивному
мышлению, а к приобретению навыка выполнения таких упражнений.) «То,
что требуется», требуется здесь не самой задачей, а определенной
искусственной техникой, которая обладает практическими преимуществами.
Эти требования направлены, в сущности, на достижение технической, а не
арифметической цели.
191
Некоторые, возможно, думают, что не стоит позволять детям пользоваться
первым методом, который они не будут использовать в дальнейшем; многие
считают, что не следует учить ребенка тому, от чего ему придется позднее
отучаться. Я не согласен с этим. Мне думается, что хороший учитель начнет с
первого способа, несмотря на то что ребенок в дальнейшем не будет им
пользоваться. Обучение методу быстрого счета без понимания того, как он
возникает, может вооружить ребенка шаблонными приемами, но оно не
учитывает развития мышления (и когда забывается секрет метода, ученик
теряется; этого не происходит при обучении другим методом).
Я думаю, что психологически неправильно начинать с задачи 32X23. Она
приводит ученика в замешательство не только потому, что требует
одновременно двух открытий, но также и из-за одинаковых цифр (в
множителях) и из-за того, что некоторые цифры имеют разный смысл в
зависимости от разряда (2X3, с одной стороны, равно 6, а с другой 60).
Способ группировки чисел в этой задаче противоречит так называемому закону
сходства, согласно которому существует тенденция группировать равные
элементы. На таких примерах можно видеть, как равенство чисел отвлекает
внимание и вызывает дополнительные трудности.
Если первая задача, 24X3, окажется слишком сложной, можно предложить
вспомогательные задачи, 42X3 или 12X3, которые не требуют переноса цифры
в разряд десятков.
Во всяком случае, мне кажется, что лучше не учить ученика методу
быстрого счета при отсутствии с его стороны действительного понимания, а
дать ему возможность самому выполнить задание, самому найти необходимые
шаги. И делать это надо осмысленно, переходя от структурно простых задач к
|