задачам все более сложным, что вовсе не означает, что предлагаемые задачи
должны быть простыми в других отношениях.
Конечно, в таких случаях в ходе мышления используются усвоенные
знания. Но действия управляются не слепым применением того, что было
усвоено в прошлом, как в том случае, который был описан на с. 192 в книге
Торндайка ¹.
1
Можно сравнить в точном экспериментальном исследовании результаты обучения
умножению с помощью слепого метода ме-
192
Идеальным мне представляется такое индивидуальное обучение, когда
методы обучения соответствуют индивидуальным особенностям учащихся.
Такое обучение может привести к поразительной экономии времени. Конечно,
даже в арифметике есть вещи, которые следует выучить, запомнить, но их
очень мало, и они тоже должны быть выучены осмысленно. И это никоим
образом не должно заслонять или умалять более важные вещи, которым
должно способствовать запоминание. Конечно, практически невозможно
обучить всему индивидуально, что связано также с невозможностью найти
достаточно хороших учителей, и это требует известного компромисса. Но по-
чему этот компромисс должен осуществляться именно в направлении
механизации умов, разрушения природных способностей?
Вернемся теперь к основному различию между двумя способами обучения
арифметике. Есть еще один путь их дифференциации. Допустим, что детей не
обучали объективному значению чисел, не знакомили с опытом обращения с
реальными объектами, а вместо этого формировали у них одни и те же
ассоциации, без понимания «соответствия» чисел и реальных объектов. В
некоторых школах обучение, основанное на ассоциативной теории, часто при-
ближается к такому состоянию. Приведет ли оно к таким же результатам, к
таким же возможностям? Мы можем организовать обучение таким образом,
что оно будет создавать одинаковые возможности для формирования всех
ассоциаций, но будет исключать возможность реального мышления.
Мы можем «упростить» ситуацию таким образом, что она будет очень
напоминать ситуацию, используемую в обычных экспериментах по обучению.
Мы можем построить «обучающую машину», в верхней части которой нахо-
дится щель; в нее можно опускать маленькие коробочки; в нижней части
машины расположена другая щель, из которой при опускании коробочки в
верхнюю щель выпа-
|