Navigation bar
  Print document Start Previous page
 174 of 302 
Next page End  

ханических упражнений с результатами осмысленного обучения. Конечно, в некоторых целях,
когда нужен робот, а не человек, первый способ может иметь даже известное преимущество в
скорости. Аналогичные проблемы возникают, когда подготовка врачей основывается не на
знании физиологии, а на механическом вызубривании способов лечения. (См. также: К a t о n a
G. Organizing and memorizing.) — Прим. Майкла Вертгеймера.
193
дают другие маленькие коробочки. На коробочках написаны буквы. И вот вы
учите ребенка тому, что при опускании в щель коробочки, на которой написано
о р о из нижней щели выпадет другая коробочка, обозначенная буквой t. Если
вы бросаете в щель коробочку с буквами t р о, то снизу появляется коробочка с
буквами th. Если вы опустите коробочку с буквами th р
о, то получите ко-
робочку с буквой f.
Предположим, что испытуемый тщательно выучил все это, так что всякий
раз, перед тем как опустить коробочку в автомат, он может сказать, какая
коробочка выпадет.
Теперь мы спросим его, что он получит, если опустит коробочку,
обозначенную буквами t
p
t. Мы можем столкнуться с самыми дикими
предположениями, с отказом отвечать или с такой просьбой: «Разрешите мне,
прежде чем ответить, посмотреть: что выпадет?» Но мы, по всей вероятности,
не получим ответа: f. Действительно, эта невозможно предсказать.
Теперь допустим, что вместо пустых коробочек с буквами мы используем
коробочки, в которых находится либо один маленький шарик (коробочка с
буквой о), либо два маленьких шарика (коробочка с буквой t), либо три шарика
(коробочка с буквами th), либо четыре шарика (коробочка с буквой f). А р
означает: положите содержимое обеих коробочек в другую коробочку.
Ответить на вопрос вы сможете, переворачивая коробочку или открыв ее и
посмотрев на шарики. Все изменилось; вы с легкостью предскажете f.
Короче говоря, если вы имеете дело не с отдельными элементами и
слепыми связями между ними, а с предметным содержанием и результатами
действия, то результаты оказываются внутренне связанными с этим содержа-
нием и операциями. Или, другими словами, если ребенка обучать арифметике
не с помощью механических упражнений, а добиваясь понимания внутренней
связи между операциями и результатами, он не будет «слепым».
Действуют ли здесь какие-то таинственные, загадочные силы? Или
врожденные априорные суждения? Нет. Опыт учит нас — и учит очень
конкретно, — что результаты действий закономерно связаны с
осуществляемыми действиями и с используемым содержанием.
Предположим крайний случай: природа — или наша машина — будет
Hosted by uCoz