такой, что ее действия будут управлять-
194
ся другими правилами, например правилом, согласно которому если к какому-
нибудь элементу прибавить что-то, то это всегда будет приводить к
увеличению результата на 1 (а + х = а+1). И тогда 2 плюс 2 будет равно 3 (сум-
ма логически должна быть равна 3) и предсказание «t
р t
даст f» окажется
фактически неверным. В волшебном мире могут быть такие результаты, и они
возникают не случайно, а согласно закону, «по необходимости». В волшебном
мире прибавление двух конкретных элементов к какому-то третьему элементу
может всегда давать в результате 2, что соответствует закону: а + b = 2. Для
машины или для волшебного мира такое правило является вполне возможным.
Но сразу видно, что знак равенства, или фактическая эквивалентность, не
соответствует внутренней связи между левой и правой частями равенства; знак
равенства больше не означает то, что он обычно означает, а именно что
уравнение в целом разбито на части и что эти две половины в каком-то смысле
эквивалентны друг другу, левая часть эквивалентна правой.
К счастью, наш жизненный опыт учит нас определенным внутренним
связям, которые осмысливаются благодаря существованию ?-отношения, связи
условий и результата.
Если мы сравним первую ситуацию (бессмысленные буквы) со второй
(знание смысла букв), то должны будем заключить, что в некоторых школах
обучение напоминает первую процедуру. Нет никакого сомнения в том, что
механическое осуществление некоторых отдельных операций освобождает
человека для решения более трудных задач. Но при всей необходимости такой
способ действий очень опасен. Опасен потому, что вместо того, чтобы делать
ум открытым, увеличивать наш опыт осмысленной работы в различных
ситуациях, он делает наш ум механическим и затрудняет свободные и
осмысленные действия.
Эта процедура могла бы стать даже еще более опасной, если бы
большинство детей, к счастью, не оказывало внутреннего сопротивления
такому обучению. Действительно, некоторые дети ведут себя в школе как
жертвы такого образования, но, к счастью, многие из них оказываются
достаточно гибкими и за пределами школы отказываются от такой
механической установки.
Повторяем: мы должны очень строго дифференцировать слепые
ассоциации, слепые привычки, слепой опыт,
|