Navigation bar
  Print document Start Previous page
 179 of 302 
Next page End  

видения, и благодаря этому задача получает решение, мы иногда поражаемся,
до какой степени слепы мы были, как поверхностно рассматривали ситуацию.
Изменение структуры видения в соответствии со свойствами ситуации
играет чрезвычайно важную роль в развитии науки. Такую же важную роль эти
изменения играют в жизни человека, в частности в общественной жизни.
Такое изменение образа ситуации необходимо, конечно, только тогда, когда
с самого начала отсутствовало правильное ее видение. Часто первый взгляд
бывает недостаточно глубоким и ясным; порой может не полностью
осознаваться какое-либо свойство той или иной
и подобные переориентации в главах о Галилее и Эйнштейне.
1
Например (гл. 8), способ организации суммы углов замкнутой фигуры или твердого тела;
последний из процессов мышления, о котором шла речь в гл. 4, с. 170—174; а также
возникновение более глубокого понимания в главах о Галилее (гл. 9) и Эйнштейне (гл. 10).
2
Например, в гл. 4, с. 170, +1 становится нулем «истинного ряда»; «О» становится «—1» и
т. д.; и в той же главе, с.  144, 9, сначала понимаемое как 8+1, превращается в 10—1.
3
См. примеры
в: Wertheimer M. Uber Schlussprozesse im productiven Denken.
In: Drei
Abhandlungen zur Gestalttheorie. Erlangen, 1025, 3. 164—184; Ellis W. D. A source book of gestalt
psychology. New York, Harcourt, Brace, 1939, selection 23.
199
ситуации. В таких случаях для нахождения решения требуется дальнейшее
прояснение или кристаллизация ситуации, осознание тех ее аспектов или
факторов, которые лишь смутно присутствовали вначале.
Для изучения таких трансформаций и их последствий в отношении роли и
функции частей я использовал специальные экспериментальные приемы,
которые приводят к радикальному изменению видения ситуации. Некоторые
простые примеры таких приемов я уже приводил в гл. 1 (с. 76—79) ¹. Часто
испытуемые эмоционально реагируют на происходящие изменения. Эти
приемы позволяют также изучать, что происходит с различными частями
структуры при ее изменении: как организуются и группируются части; как
меняется расположение «цезур», центра, какие элементы становятся
структурно релевантными; как появляются пробелы, нарушения; в каких
пределах могут меняться локальные условия; в каком направлении меняются
ожидания субъекта, свойства целого, требования ситуации.
Когда в процессе мышления происходят такие преобразования, разумное
поведение характеризует отнюдь не легкость произвольного изменения как
такового; дело также не в способности в данной ситуации увидеть ее по
желанию так или иначе. Здесь важнее другое — интеллектуальные процессы
характеризует скорее решительный переход от менее адекватного, менее
совершенного структурного видения к более осмысленному. И действительно,
Hosted by uCoz