опыт, видимо, свидетельствует о том, что умные люди, подлинные мыслители
(а также дети), часто вполне способные производить разумные трансформации,
не могут и даже не хотят осуществлять бессмысленные изменения данных
ситуаций.
Иногда необходим переход от бесструктурной суммы частей к
соответствующей структуре. Но еще более важным является переход от
одностороннего видения, поверхностного или неверного структурирования, от
неверно центрированного, искаженного или недостаточного видения к
адекватной и верно центрированной структуре.
1
См. также: Wertheimer M. Zu dem Problem der Unterscheidung von Einzelinhalt und Teil.
"Zeitschrift fur Psychologie", 1933, (см. Приложение 1), и описание других примеров из моих
лекций, опубликованных в: S c h e e r e r M. Die Lehre von der Gestalt. Berlin, Walter de Gruyter,
1931, S. 209210.
200
Основная причина неразумного, слепого поведения заключается, видимо, в
том, что благодаря персеверации или по привычке человек придерживается
старого взгляда и игнорирует или даже активно отвергает более разумные
требования ситуации.
Чтобы яснее показать, как возникают такие переходы, я сейчас приведу
несколько простых примеров из повседневной жизни, которые я изучал в
различных экспериментах.
I
Два мальчика играли в саду в бадминтон. Я мог слышать и видеть их из
окна, хотя они меня не видели. Одному мальчику было 12 лет, другому 10.
Они сыграли несколько сетов. Младший был значительно слабее; он проиграл
все партии.
Я частично слышал их разговор. Проигрывающий назовем его В
становился все более и более грустным. У него не было никаких шансов. А
часто подавал так умело, что В даже не мог отбить волан. Ситуация все более
ухудшалась. Наконец В бросил ракетку, сел на поваленное дерево и сказал:
«Не буду больше играть». А пытался убедить его продолжать игру. В не
ответил. А сел рядом с ним. Оба выглядели огорченными.
Здесь я прерываю рассказ, чтобы задать читателю вопрос: «А что бы вы
предложили? Что бы вы сделали на месте старшего мальчика? Можете ли вы
предложить что-нибудь разумное?»
Если прервать рассказ на этом месте, то некоторые испытуемые явно
начинают размышлять. Делают замечания, свидетельствующие о том, что они
|