выигрывать благодаря глупой
205
Это неважно. Для этого мальчика такое решение было не простым делом. Оно
предполагало переход от поверхностной попытки избавиться от затруднения к
продуктивному рассмотрению фундаментальной структурной проблемы ¹.
Какие шаги привели к этому решению? Конечно, когда рассматриваешь
один-единственный случай, фактических оснований для выводов еще очень
мало. Однако попробуем все-таки сформулировать основные пункты.
Сначала А считал центром структуры ситуации свое «я» (рис. 105). В его
мышлении и действиях значение, роль, функция B, игры, затруднений и других
элементов ситуации определялись по отношению к этому центру. В этом
случае В был лишь неким лицом, в котором нуждался А, чтобы играть;
поэтому, отказавшись играть, В
Рис. 105
оказался «нарушителем». Игра была «чем-то таким, где я проявляю свои
способности, где я выигрываю». В представляет собой барьер, стоящий на пути
эгоцентрических побуждений, векторов, поступков А.
А не настаивал на этой односторонней, поверхностной точке зрения. Он
начал понимать, как представлял себе данную ситуацию В (рис. 106). В этой
по-иному центрированной структуре он воспринимал себя как часть, как иг-
рока, который не самым лучшим образом обращается с другим игроком.
ошибке противника. Иногда они даже готовы сотрудничать, чтобы сделать игру более
совершенной.
Вообще говоря, я полагаю, что кооперативных игр творческого характера должно быть
больше, чем игр, основанных на принципе соперничества.
1
Это предложение никоим образом не является разумным в любых условиях. Если бы А
был хулиганом, стремящимся только к тому, чтобы достичь преимущества, желающим любой
ценой добиться победы, даже гордящимся причиненной В болью, то упомянутое предложение
к B не имело бы никакого смысла. В таком случае было бы уместно противоположное
прекратить игру или потренироваться для настоящей схватки.
206
Рис. 106
Рис. 107
|