Ситуация должна быть неясной, незавершенной, вызывать ощущение
«направленной напряженности», побуждать к поиску способов и средств ее
изменения, к превращению ее в четкую, завершенную ситуацию. Именно это
представляет собой важное условие перехода от плохого гештальта к
хорошему.
Оптическое поле это первый член «изоморфной триады». Опустим
мозговое поле, так как в этой книге Верт-
21
геймер не возвращается к своим гипотезам относительно принципов его
организации (над ними продолжал работать В. К¸лер). Обратимся к
феноменальному полю, которое он описывает в «зрительных» или в
«визуальных» терминах. Эта терминология в описании продуктивного
мышления довлела над Вертгеймером не случайно и вовсе не только потому,
что его первые исследования были посвящены зрению. Видимо, это было и
результатом его бесед с Эйнштейном, начавшихся в 1916 г., и его собственного
творческого опыта в геометрии. Вертгеймер принципиально не согласен с
бытующим и до настоящего времени аксиоматическим допущением, согласно
которому мышление является вербальным по своей природе и логика
обязательно связана с языком. При большой насыщенности книги подобной
визуальной терминологией: видение, усмотрение, перецентрирование, образ и
т. п. понятие «феноменальное поле» в ней практически не встречается. По
сути дела, Вертгеймер дал описание визуального мышления, но, к сожалению,
не ввел этого понятия. Уже после его кончины понятие «визуальное мыш-
ление» ввел другой представитель гештальтпсихологии Р. Арнхейм,
который высоко ценил исследования Вертгеймера.
Таким образом, мы можем констатировать, что, исследуя новую
предметную область продуктивное мышление, Вертгеймер существенно
трансформировал исходные понятия гештальтпсихологии, то есть понятия
оптического и феноменального полей. Исчезло и представление об их
изоморфизме. Первое поле предстало как исходная предметная ситуация,
второе ее новое видение как результат ее преобразования. Возникает
важный вопрос: что же является средством такого преобразования? Это уже не
мозговое поле, как в случае восприятия кажущегося движения. Мы говорили
выше, что этим понятием Вертгеймер перестал пользоваться. Из всего
контекста исследования, из его, так сказать, фактуры с необходимостью
следует (и читатель в этом может убедиться сам), что между оптическим и
|