Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 302 
Next page End  

феноменальным полем находится поле предметных и социальных действий, то
есть поле деятельности, которая является не только средством их
преобразования, но и средством их конструирования. Предварительная система
действий, описываемая Вертгеймером как в терминах стадий, шагов, фаз, так и
в терминах собственно действий, может способствовать или
22
препятствовать возникновению актов интуиции, а последняя в свою очередь
также развертывается в систему действий. То есть действие выступает в
качестве обязательного условия формирования гештальта, независимо от того,
хороший он или плохой, исходный или завершающий. В этом пункте уместно
привести положение А. Н. Леонтьева о том, что «осуществленная деятельность
богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание» ¹. Это положение в полной
мере относится к исходным исследовательским установкам и их воплощенным
результатам. Это относится не только к Вертгеймеру, но к любому ученому,
который руководствуется не только исходными установками, а следует в своей
деятельности и за развитием ее предметного содержания.
Внимательный читатель сможет найти в книге новый, непривычный для
классической гештальтпсихологии концептуальный аппарат, относящийся к
описанию деятельности и действий. Здесь н понятия (или их аналоги)
предметных значений или предметных обобщений, функциональных и
операциональных значений, здесь есть и прототип описания функциональной
(автор называет ее логической) структуры действий и даже ее модель, вы-
раженная в абстрактных логических понятиях. Вертгеймер, однако,
подчеркивает, что это не логическая абстракция, а логические средства
описания структуры действий, структурных особенностей их психологической
картины, которая сильно отличается от логической абстракции.
Известно, что книга «Продуктивное мышление» была написана в 1936—
1943 гг., но неизвестно, когда же проводились отдельные экспериментальные и
историко-научные исследования, вошедшие в нее. Видимо, это 30-е годы.
Примерно в те же годы Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров изучали процессы
формирования понятий у школьников, под руководством Л. С. Выготского Л.
И. Божович, А. В. Запорожец, Р. Е. Левина проводили исследования развития
речи и практической интеллектуальной деятельности у детей. К этому же
времени относится и публикация известной книги Л. С. Выготского «Мышле-
ние и речь». В середине 30-х годов А. В. Запорожец изучал мышление
глухонемых детей и, подобно Вертгеймеру. Доказывал их интеллектуальную
Hosted by uCoz