теория, подход II, и во многих отношениях традиционная логика, подход I,
выделяют и ставят в центр внимания конкретные операции процесса
мышления.
Чтобы определить элементы мышления, они расчленяют живой процесс
мышления на части и изучают их, не обращая никакого внимания на структуру
целого, полагая, что этот процесс представляет собой совокупность, сумму
этих элементов. Рассматривая процессы, аналогичные тем, которые мы
проанализировали в предыдущих главах, они делают не что иное, как
препарируют их и создают таким образом мертвую картину, лишенную всего,
что было в ней живого. Отдельные фазы, операции появляются в этой картине
извне на основе припоминания, каких-то прошлых знаний общего или
аналогичного характера, ассоциаций, связанных с какими-то моментами
ситуации (или даже с их суммой), или же чисто случайным образом. Эти
операции никак не связаны с той конкретной структурной функцией, которую
они выполняют в процессе мышления. Таковы классические ассоциации между
а и каким-нибудь b. слепые связи между средствами и целью; таким же об-
разом традиционная логика рассматривает суждения типа «все S
суть Р» или
«если A, то B». Связи, элементы, данные, операции являются слепыми к
структуре целого или структурно нейтральными, они не выполняют динамиче-
скую функцию в структуре и не учитывают ее требования.
Все это делает невозможным прямое постижение продуктивных процессов
описанного типа.
272
С динамической точки зрения для теоретического понимания нужно нечто
большее, чем только стремление, желание достичь решения проблемы; мало
случайного успеха, припоминания ассоциаций, предположения, что то, что
случилось, или то, что истинно во многих или во «всех» случаях, окажется
таковым и в данном случае. Конечно, помимо этого, традиционную логику
характеризует стремление к истине и систематическим знаниям.
Ситуация в A-примерах, рассмотренная в предыдущих главах этой книги
(см. гл. 1), недвусмысленно требует такой теории мышления, которая
раскрывает структурную сущность этих процессов. Она требует такого
теоретического подхода, при котором то, что происходит в мыслительном
процессе, появляется под действием векторов, определяемых структурной
динамикой ситуации.
Вообще говоря, сначала есть
|