Navigation bar
  Print document Start Previous page
 245 of 302 
Next page End  

S1 ситуация, в которой начинается реальный процесс мышления, а затем,
через несколько фаз —
S2, в которой кончается процесс, проблема решена.
Давайте рассмотрим эти ситуации 1 и 2, сравним их между собой, а затем
исследуем, что, как и почему в них происходит. Совершенно ясно, что
главным в этом процессе является переход от S1 к S2, изменение ситуации S1 на
S2. Ситуация S1 по сравнению с S2 структурно не завершена, она имеет какие-
то незаполненные места или структурные нарушения, тогда как ситуация S2 в
этих отношениях структурно лучше, незаполненные места адекватно
заполнены, исчезло структурное нарушение; S2 явно полнее по сравнению с S1.
Когда проблема ясно понята, S1
содержит структурные деформации и
напряжения ¹, которые исчезают в S2. Сам характер шагов, операций, действий,
изменений от S1 к S2 обусловлен природой векторов, связанных с этими струк-
турными нарушениями и направленных к улучшению ситуации, к ее
структурному равновесию. Этот процесс коренным образом отличается от
процессов, в которых отдельные шаги, отдельные действия возникают из
разных источников, идут в различных направлениях и могут привести к
решению лишь случайным, окольным путем.
1
«Деформации» и «напряжения» — термины теории поля, заимствованные пионерами
гештальтпсихологии из теоретической физики. — Прим. перев.
273
Для сравнения интересно рассмотреть такую психологическую ситуацию,
когда после того, как поставлена задача и испытуемый не знает, как к ней
приступить, появляется кто-то с готовым решением. Испытуемый может
понять или не понять решение, понять или не попять, что это и есть решение, в
любом случае это решение не получено им самим, оно не возникло в
результате реализации тех шагов, которых требует структура данной ситуации.
Часто такое решение вызывает у него потрясение, иногда неприятное.
Подлинное понимание предполагает воссоздание шагов, внутренних
структурных связей, требований ситуации.
Сами структурные особенности проблемной ситуации S1, повторяю,
создают векторы, определяют их направление, характер, величину, что в свою
очередь ведет к процессам и операциям, соответствующим требуемым измене-
ниям ситуации. Это развитие определяется так называемым законом
прегнантности¹, стремлением к хорошему гештальту, и другими законами
гештальта.
Hosted by uCoz