критической позиции, скептицизма. Необходима структурная ясность. Есть
надежда, что развиваемые методы продуктивного мышления будут
использоваться не просто для сбора информации об отдельных фактах, но что
с их помощью можно будет исследовать основные типы структур критических
ситуаций.
Помимо процессов, обсуждаемых в главах этой книги (типа ?), встречаются
и многие другие, которые в большей или меньшей степени характеризуются
особенностями другой природы (тип ?). Даже в тех процессах, которые мы
описали, некоторые моменты или операции, необходимые для продвижения
вперед, носят внешний, случайный характер и возникают по аналогии, в
результате простого припоминания или слепой пробы. Кроме того, в развиваю-
щейся науке на границе известного есть много ситуаций, природа которых
требует прежде всего тщательного иссле-
1
Некоторые из этих данных можно теперь найти в психологической литературе.
Прим.
Майкла Вертгеймера.
280
дования фактов, осознания фактических отношений и г. д., потому что здесь
все еще слишком мало известного, слишком мало понятного. Но как
прекрасно, когда после долгого периода упорного, тщательного изучения или
экспериментирования открывается путь к пониманию структуры или когда
результаты эксперимента, не согласующиеся с данным структурным видением
и даже противоречащие ему, побуждают к устранению противоречий.
Другой характер носят случаи (?), в которых решение является результатом
случайного открытия или ряда слепых проб, простого внешнего припоминания,
слепого повторения, применения навыка или подсказки. Есть много ситуаций,
природа которых принципиально допускает лишь действие вслепую и
случайное открытие, как, например, в широко распространенных
экспериментах с лабиринтами, заданиями на различение, проблемными ящи-
ками. В таких случаях экспериментатор тщательно исключает все факторы,
которые могут дать ключ к целенаправленному поведению. В этих условиях
даже самый гениальный человек поначалу занимался бы только слепыми
пробами, успех мог бы прийти и снова повторяться чисто случайно, если бы,
конечно, экспериментатор произвольно не изменил условия.
Повторяем: различия между крайностями ? и ? касаются не только
интеллектуальных процессов, они связаны с глубокими различиями в
человеческих установках.
|