Многие теоретики считают основными ?-процессы и поэтому не замечают
структурных особенностей мышления, хотя они в ? также имеются.
В современной психологии существует сильная тенденция рассматривать
мышление в основном в терминах факторов, операций и установок типа ?,
игнорировать возможности типа а, пытаться всеми средствами интерпретиро-
вать типы ? и ? просто как усложнение факторов, характерных для типа ?.
Изучение таких факторов, без сомнения, необходимо. Но нельзя заниматься
слишком простыми, слишком поверхностными обобщениями. Даже в тех
случаях, когда можно построить составленный из отдельных частей слепой
механизм для «объяснения» процесса, ученый должен остерегаться того, чтобы
вместо верной картины предложить только внешне адекватную замену. В этих
вопросах нужно быть особенно осторожным, по-
281
скольку соответствующие установки сильно влияют на обучение, воспитание,
поведение.
Эта ситуация напоминает ситуацию в психологии обучения ¹. Тип ?
соответствует обучению с помощью натаскивания, внешних ассоциаций,
внешнего обусловливания, запоминания, слепых проб и ошибок ². Тип а
ориентируется на структурный инсайт, структурное понимание и осмысленное
обучение в полном смысле этого слова. Существует широко распространенное
мнение, что осмысленное обучение, изучение осмысленного материала
является, в сущности, лишь усложнением того, что было установлено при
исследовании запоминания бессмысленных слогов и т. д., как будто оно может
привести к открытию законов обучения. По-видимому, нельзя сводить
характеристики а к факторам и операциям типа ?. Даже если кто-то и питает
такую надежду, она не подтверждается в реальном исследовании и часто
просто играет роль догмы.
Сформулируем это как можно более кратко: если назвать процессы
мышления и обучения типа а «структурно осмысленными», а характеристики
типа у «структурно слепыми», то в традиционном подходе ситуация будет вы-
глядеть так:
Рис. 160
|