Navigation bar
  Print document Start Previous page
 280 of 302 
Next page End  

ему бессмысленной, если он не может или не хочет иметь дело с такими
абстракциями, то это может свидетельствовать лишь о том, что он серьезно
рассматривает конкретную ситуацию. Конечно, в нашей науке абстрагирование
от реальности является очень важным инструментом. Но неспособность или
отказ выполнять действия, если непонятен действительный смысл научного
абстрагирования,— это признак не плохого, а хорошего мышления. Неприня-
тие тех или иных абстракций само по себе не является критерием оценки
мышления. По-настоящему мыслящие люди отказываются, а иногда и не могут
выполнить задания, которые предполагают совершенно бессмысленные
абстракции, они восстают против них.
Поэтому некоторых детей следует знакомить с геометрическими задачами с
помощью жизненных ситуаций, в которых само задание имеет для них
реальный смысл.
Но есть много детей — и взрослых, — которые не нуждаются в такой
помощи. Их легко заинтересовать «теоретическими» проблемами. Они
воспринимают проблему как интересное задание, как побуждение к творческой
деятельности. И, изучая геометрию, они могут и даже жаждут применить то,
что они приобрели в результате понимания, к другим геометрическим и
жизненным проблемам. Крайним случаем такой установки являются, конечно,
глупые попытки применять такие методы повсюду независимо от того,
являются ли они подходящими в данной ситуации.
Я думаю, что задача образования состоит в том, чтобы развивать у детей
«теоретический» интерес первого рода. Он открывает им удивительное царство
кристальной ясности и внутренней согласованности. И я полагаю, что фор-
мальное образование с полным основанием считало, что математика очень
важна для развития мышления, тогда даже в практических ситуациях человек
не так легко становится жертвой нечеткого, путаного мышления.
312
II
1. Обращавшиеся ко мне преподаватели математики неоднократно
говорили о том, что их не удовлетворяют традиционные методы обучения. Они
говорили также, что читали или слышали о моих исследованиях н чувствовали,
что они могут помочь им преподавать более осмысленно. Но они не знали, как
это можно сделать, как можно разработать конкретную методику обучения в
свете гештальт-теории.
Hosted by uCoz