Navigation bar
  Print document Start Previous page
 281 of 302 
Next page End  

Я склонен считать, что основные позитивные выводы в отношении
обучения уже содержались в предыдущих главах этой книги. Здесь я
попытаюсь изложить один метод, который отвечает моим теоретическим
построениям. Но я сразу же скажу: есть хорошие учителя, которые поступают
сходным образом, интуитивно чувствуя, каким должно быть обучение.
Большая часть того, что я предложу, никоим образом не является совершенно
«новым». Но мой метод, конечно, во многом отличается от тех методов, кото-
рые применяются во многих школах.
Существует мною хороших методов, и иногда различные дети нуждаются в
разных (хотя и структурно сходных) подходах. Легче всего, конечно, учить
одного ребенка. Здесь я буду говорить о таком обучении. Однако вполне
возможно, а иногда и весьма желательно использовать метод группового
мышления в классе.
Мой собственный опыт преподавания свидетельствует о том, что лучше
всего — особенно поначалу — как можно меньше показывать, «учить».
Желательно также, насколько возможно, не давать готовых ответов. Ребенок
должен сам прийти к задачам, которые он будет пытаться решить. Пусть он
столкнется с проблемами, пусть получит помощь от преподавателя, когда она
ему понадобится, но пусть он не просто копирует или повторяет показанные
действия. Я бы по возможности избегал всего, что может привести к
механизации обучения, к установке на механическое повторение.
Проиллюстрирую сказанное на примере определения площади какой-либо
фигуры. Важнее всего, чтобы ребенок, оказавшись в структурно осмысленной
проблемной ситуации, сам нашел свой метод. Если ребенок теряется и говорит:
«Я не могу этого сделать», то часто достаточно просто сказать: «Постарайся,
возможно, ты и найдешь выход». А если это не помогает, можно
дополнительно спро-
313
сить: «Что тебе мешает?» И только в том случае, если эти меры не помогут,
следует оказать конкретную помощь.
2. Осмысленный способ введения понятия «величина площади»
прямоугольника. Я бы не начинал с объяснения того, как определить площадь
прямоугольника, в особенности с конкретного определения. Потому что смысл
понятия «величина площади» может быть совершенно непонятен ребенку. Я
бы скорее начал с ситуации, которая осмысленно связана с проблемой
«больше» или «меньше».
Hosted by uCoz