Например, я дал бы ребенку два прямоугольника с одинаковыми
основаниями, один из которых явно выше другого. И я бы спросил: «Как
можно точно определить,
Рис. 171
насколько второй прямоугольник больше первого?» Естественно, не проводя
вспомогательной линии. Я бы вырезал из картона два прямоугольника и
положил рядом, чтобы ребенок мог прийти к мысли положить один
прямоугольник на другой, совместить их и увидеть остаток.
Затем я бы обратился к реальному измерению. «Эта фигура, как видите,
имеет 9 дюймов в ширину, такую же ширину имеет и вторая фигура. Далее,
высота одной фигуры равна 5, а второй - 6 дюймам». И я вначале обрадовался
бы, услышав, что ребенок просто говорит: «Один прямоугольник больше
другого на одну полоску или на одну полоску, ширина которой равна 9
дюймам, а высота 1 дюйму».
2а. Здесь я могу прервать рассказ. Для многих детей эта абстрактная
процедура является, как было сказано выше, вполне доступной. С другими
детьми желательно начинать с проблемной ситуации, в которой они смогут
почувствовать конкретный смысл задачи. Например, я мог бы начать со
следующей истории: «Жил-был фермер (или еще лучше для некоторых детей
добавить: «По соседству, несколько дней тому назад»), который хотел
переехать в другое место. Он нашел фермера, который готов был обменяться с
ним участком. Обе фермы были во многом похо-
314
жи и были почти одинакового размера. Договариваясь об обмене, фермеры
хотели точно определить, действительно ли одна из ферм больше другой, и
насколько. Вот рисунок этих двух ферм.
Рис. 172
А теперь скажи, как мы можем узнать, какая из ферм больше?»
|