Вместо ответа ребенок может задать вопрос, например: «А хватит ли у
фермера, у которого ферма меньше, денег, чтобы уплатить разницу?» Но в
большинстве случаев можно легко поставить ребенка перед проблемой
сравнения этих фигур.
2б. Если это не помогает, можно попробовать еще одну конкретную
ситуацию, предполагающую более конкретную помощь. «Ты сидишь на полу с
другим мальчиком, и каждый из вас строит стенку из кубиков. Ты уже
использовал все свои кубики, а у другого мальчика еще целая куча
неиспользованных кубиков. Тебе очень хочется построить свою стену на один
кубик выше, и ты просишь у другого мальчика несколько кубиков. Он
отказывается дать их тебе, и ты ему говоришь: «Мне нужно не много, у тебя
очень много кубиков, которые тебе не нужны, почему ты не можешь дать мне
несколько?» Тот сердито отвечает: «Сколько тебе нужно?» Ну, так сколько
кубиков тебе понадобится, если ты хочешь построить стену на один или два
кубика выше?»
Некоторых учителей может испугать смешение трехмерных и двумерных
объектов. Можно, конечно, начать с картонных квадратиков, но, по-моему, это
не имеет значения, лично я предпочитаю пользоваться кубиками.
3. Как прийти к «формуле». При помощи таких заданий и еще лучше,
если только возможно, при помощи чисто абстрактных заданий я бы
постарался добиться, чтобы ребенок сам пришел к формулировке: «Мне нужен
еще один ряд (или еще два ряда и т. д.). Мне нужно столь-
315
ко-то рядов, я число рядов должно быть умножено на число кубиков в одном
ряду».
Рис. 173
Затем я спросил бы: «Сколько маленьких квадратиков во всей этой
фигуре?» (Или: «Чему равна вся площадь?») Ребенок мог бы тогда ответить:
«Нужно измерить основание, нужно измерить высоту и перемножить их».
4. Здесь я позволил бы ребенку обнаружить, что можно действовать и так, и
эдак независимо от того, какую сторону принять за основание.
|